Нод по развитию речи зима. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в зиму

Юлия
«Зима». Конспект НОД по развитию речи

«Зима »

Юлия Андреева

Конспект НОД по развитию речи «Зима »

Образовательная область : познание

Направление : коммуникация

Интеграция образовательных областей : коммуникация, социализация, художественное творчество.

Цель : уточнить и расширить представление детей о зиме, её приметах.

Образовательные задачи : Учить строить полные выразительные ответы на вопросы, поставленные воспитателем, составлять предложения, подбирать однокоренные слова, учить правильно и четко произносить скороговорку, активизировать словарь по теме, расширять представление детей об окружающем мире.

Развивающие задачи : Развивать речь , внимание, воображение; развивать мышление , дыхание, мелкую моторику; развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные задачи : воспитывать доброжелательность, коммуникативность, инициативность; воспитывать восприятие прекрасного через стихи, иллюстрации.

Оборудование и материалы : картинки с изображением снеговика, снегурочки, снега, снегиря; мячик; картинки с изображением пейзажа зимних месяцев; стаканчики с крошками пенопласта и соломинки для коктейля; голубая краска, кисточка и лист бумаги с заранее нарисованными снежинками восковым мелком; снеговики- смайлики; маленькие снежинки; изображения грустного, радостного и удивленного человечков; наряд Зимы для воспитателя; шапочки «снежинки» для девочек и шапочки «снежные комочки» для мальчиков; магнитная доска.

Организационный момент

Ребята, у нас на занятии сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними.

Встанем в круг. (Дети встают в круг, улыбаются друг другу)

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Садитесь, пожалуйста, на стульчики.

Основная часть НОД

Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима » .

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Скажите мне, пожалуйста, о чем это стихотворение? (о снеге)

А снег в какое время года выпадает? (снег выпадает зимой)

Да, это время года- зима .

Сейчас мы с вами превратимся в жителей зимней страны. Я буду Зимой, а вы будете моими помощниками : девочки - снежинками, а мальчики- снежными комочками.

Давайте скажем вместе волшебные слова :

Начинаем превращать!

Наши дети изменились-

В зимних жителей превратились!

Дети повторяют волшебные слова и надевают соответствующие шапочки, а воспитатель – наряд Зимы.

А кто может вспомнить названия зимних месяцев? (декабрь, январь, февраль)

Правильно, молодцы. Декабрь в старину называли «студень, хмурень» , потому что на улице холодно, небо серое. Январь называли «сечень» , так как он делит зиму пополам. Февраль-это «снежень, крутень» . Назвали его так из-за обилия снежных сугробов, метелей.

(«Зима » показывает иллюстрации про каждый зимний месяц, прикрепляет их на магнитную доску.)

А теперь посмотрите внимательно на доску на картинки с изображениями. Назовите их. (Снеговик. Снег. Снегурочка. Снегирь.)

От какого слова образованы эти слова? (Слова образованы от слова «снег» .)

А сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Какое слово лишнее?»

Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.

Снежок, снежинка, нежный, снеговик. (нежный)

Лыжи, лыжник, булыжник, лыжня. (булыжник)

Каток, платок, катание. (платок)

Ребята, а вы любите зиму? (ответы детей)

А давайте узнаем, что хорошо зимой, а что плохо. За каждое названное действие будем прикреплять снежинку к грустному или веселому настроению. «Плохо» - это грустное настроение, «хорошо» - это веселое настроение.

На магнитной доске прикреплены два снеговичка- смайлика (грустный и веселый, под них крепим снежинки.

«Хорошо» - можно кататься на лыжах, на коньках, с горки, лепить снеговиков, играть в снежки, строить снежные фигуры, встречать Новый год.

«Плохо» - на дорогах гололёд, на улице холодно, сильные метели и бураны.

Молодцы! Теперь мы выяснили, почему нам нравится зима и чем не устраивает .

А сейчас немного отдохнем.

Физминутка «Зимняя» под музыку (с использованием презентации)

Ребята, а кто из вас знает, что такое скороговорка? (ответы детей)

Усядемся на пригорке

Да расскажем скороговорку.

Береги нос в большой мороз. (Рассказывают медленно, тихо, громко, быстро.)

Ребята, кто сможет рассказать скороговорку с грустным настроением, с радостным, с удивлением? («Зима » показывает рисунки смайликов с грустным, радостным настроением, удивление.)

Теперь я возьму в руки мячик, а вы встанете в круг. Мои «зимние» слова вы будете превращать в ласковые.

(Дети встают в круг, ловят мячик и, назвав ласковое слово, возвращают его назад «Зиме» )

Снег- снежок

Снеговик- снеговичок

Лед- льдинка

Мороз- морозец

Елка- елочка

Звезда- звездочка

Санки- саночки

Шарф- шарфик

Подарок- подарочек

Сосулька- сосулечка

Теперь садитесь на свои места. Каждому из вас я раздаю стаканчики с маленькими крупинками- снежинками. Снег там волшебный и не тает.

(Дети садятся на свои места. Каждый получает стаканчик с крошками пенопласта и соломинкой для коктейля.)

-Послушайте загадку :

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо (вьюга)

Правильно, вьюга. Посмотрите еще раз на картинку месяца февраля.

А хотите устроить свою вьюгу? (да, хотим)

Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом дуйте в стаканчик, не надувая щек. («Зима » показывает, как правильно сделать упражнение. Выполняют 3-4 раза)

Молодцы! Скажите мне теперь, при помощи чего у нас получилась в стакане вьюга? (Вьюга получилась при помощи дыхания, воздуха.)

Конечно, при помощи дыхания. Мы выдували воздух при помощи рта. А сейчас я вам предлагаю сделать вьюгу при помощи рук. Мы её будем рисовать.

Сядьте за столы, положите перед собой лист бумаги. Возьмите кисточку и при помощи голубой краски закрасьте лист бумаги.

(На столах приготовлены голубая краска, кисточки и листы бумаги с заранее нарисованными восковым мелком снежинками.)

Что у вас проявилось? (снежинки)

Правильно, это снежинки, которые летают по вашему листочку.

Заключительная часть НОД

Ребята, а теперь давайте вспомним :

О чем мы говорили на занятии?

Какие задания выполняли?

(На занятии мы говорили о зиме.

Рисовали, делали вьюгу, учили скороговорку, играли.)

Рефлексия

На тарелочках лежат смайлики- снеговики. Посмотрите на них и выберете себе тот, который похож на ваше настроение. Поднимите свои смайлики вверх и помашите ими. Я вижу, что у всех вас хорошее настроение и очень рада этому! А выбранные вами смайлики оставьте себе на память о нашем зимнем путешествии.

Кира Косьяненко
Конспект НОД по развитию речи «Зима»

Цель : Расширение словарного запаса и закрепление знаний о времени года - зима у дошкольников ; формировать умение детей называть признаки зимы.

Задачи :

1. Расширять и конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы; уточнить и активизировать словарь по теме (снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно) .

2. Совершенствовать лексико – грамматический строй речи , формировать умение образовывать качественные прилагательные, развивать речевой слух , зрительное внимание и восприятие, закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движения .

3. Воспитывать нравственно – эстетические чувства в общении с природой, положительную установку на участие в НОД. Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование и материалы : ИКТ, сундучок, снежинки, фланелеграф, мнемотаблицы, дидактическая игра.

Предварительная работа : беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, чтение и заучивание стихов о зиме, зимних явлениях природы.

Ход занятия

В : Ребята, сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем.

Мы сегодня с вами пойдем в путешествие в зимний лес

Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

В : Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у нее была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?

Д : Зима

В : Я тоже так думаю! Это была зима .

С помощью ИКТ на доске картинка зимнего леса. Идем по зимнему лесу. Под елкой на пенечке стоит сундучок.

В : Ребята, а вот и сундучок Зимы и на нем что – то написано. Прочитаем?

Д : Да!

В : «Для ребят детского сада «Теремок» . Откроем сундучок и узнаем что же там.

В : А чтоб открыть его нужно сказать волшебные слова.

Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!

Не открывается.

Давайте вместе!

Д : Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!

В : Ребята, сколько здесь снежинок, а на каждой снежинке задание на которые мы с вами должны ответить.

В : Снежинка №1. Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

Д : Зима .

В : Как вы догадались?

Д : На улице стало холодно, морозно, идет снег, деревья стоят голые, солнышко не греет, люди одеваются тепло, метель, река замерзла

В : А что можно сказать о снеге? Какой он?

Д : Белый, легкий, пушистый, холодный.

В : А какие зимние забавы вызнаете?

Д : катание с горки, катание на лыжах, коньках, постройка снежной крепости, можно слепить снеговика, игры в снежки.

Закрепить признаки зимы. Чтение стихотворения :

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы-

И зима настала !

В : Молодцы, хорошо описали зиму!

В : Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…

(заглядываю в сундучок)

Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб!

В : Снежинка № 2. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем нужные слова.

Игра «доскажи словечко» :

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю (снег)

С неба всё скользят пушинки – серебристые (снежинки)

На поселке, на лужок, всё снижается (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)

Все бегут в перегонки, все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик, нарядился (снеговик)

Рядом – снежная фигурка, это девочка (снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)

В : Какие слова вы добавляли?

Д : Снег, снежинки, снежок, снеговик, снегурка

В : На какое однокоренное слово они все похожи?

Д : На слово «снег»

Физминутка.

«Снеговик»

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос – морковка,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей,

Веселит он малышей.

В : Снежинка № 3. Работа с мнемотаблицей «Зима »

На мольберт прикрепляется мнемотаблица «Зима » . (Приложение 1) . Дети должны составить рассказ о зиме.

В : Снежинка № 4. У нас есть еще снежинка с заданием.

Пальчиковая гимнастика.

Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

И снежками мы кидались

(имитируем движения по тексту)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

В : Снежинка № 5. А в сундуке следующее задание. Ребята, а эти картинки рассыпались на части. (Высыпаю на стол части разрезанных картинок) . Давайте соберем их! (Дети делятся на подгруппы) .

Д/и : «Собери картинку» .

Игра проводится за столами, стоя. У каждого ребенка своя картинка, не похожая друг на друга. Дети выкладывают свою картинку. Кто справился первый, помогает другому.

В : Снежинка № 6. Ребята, у меня в сундучке еще остались снежинки. Давайте из этих снежинок выложим одну большую снежинку.

Дети выкладывают снежинку.

Отличная получилась снежинка! Молодцы!

Подведение итогов.

В : Ребята, а теперь давайте вспомним признаки зимы? (На улице холодно, морозно, идет снег, деревья стоят голые, солнышко не греет, люди одеваются тепло, метель, река замерзла)

А какие зимние забавы вызнаете? (катание с горки, катание на лыжах, коньках, постройка снежных крепостей, снеговиков, игры в снежки).

Какие однокоренные слова мы узнали (снег, снежинки, снежок, снеговик, снегурка) .

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Зима» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы детский сад присмотра и оздоровления №754 "Солнышко" Дата:.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимушка-зима» Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по развитию речи. Тема: Зимушка – зима. Образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Здравствуй, зимушка-зима!» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Здравствуй, зимушка-зима!» Ермишиной Татьяны. Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ «Зимушка-Зима» Цель: закреплять умение детей составлять короткие описательные рассказы по картине и использованием заданного плана. Задачи: 1) продолжить.

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к.

Цель: Развитие связной речи детей дошкольного возраста. Задачи: Вырабатывать четкое произношение слов, расширять словарный запас, продолжать.

Конспект занятия по развитию речи с играми в младшей группе «Зима» Конспект занятия по развитию речи с играми в младшей группе. «Зима» Воспитатель Келехсаева Магули Давидовна 2015г. Задачи. Обучающие. Учить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимушка, зима!» Занятие по развитию речи «Зимушка, зима!»

Конспект занятия по развитию речи «Зимушка-зима»» старшая группа) МАДОУ детский сад «Радуга» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя прогулка

Тема: «Зимняя прогулка»

Программное содержание:
Образовательная область Развитие речи +Чтение художественной литературы»
Интеграция образовательных областей Коммуникация,Чтениехудожественной литературы, Познание (формирование целостной картины мира, конструктивная деятельность); Социализация (развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).
Тип НОД Познавательно - развивающая
Возраст детей 4-5 лет.
Форма проведения НОД прогулка по зимнему лесу
Форма организации подгрупповая, 10 детей
Виды детской деятельности коммуникативная (отгадывание загадок, ответы на вопросы, дыхательная гимнастика, лексико – грамматическое упражнение, рассматривание картины,); здоровье (двигательное упражнение); чтение художественной литературы (работа со стихотворением).
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе зимой
Задачи:
1.Образовательная.
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы в определенной последовательности, без повторов и пропусков существенной информации. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения. Закреплять умение разгадывать загадки.
2. Развивающая.Развивать восприятие к поэтической речи. Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.
3. Воспитательная. Воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям, инициативу, доброжелательность, бережное отношение к природе.
Материал: снежинки, макет зимнего дерева, картина «Весело зимой», презентация, рукавички.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о зиме.
Словарная работа: Пелена
Ход непосредственной образовательной деятельности :
1 часть
дети входят в зал
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Мы с вами знаем, что при встрече вежливые люди говорят друг другу.
(Здравствуйте).
Воспитатель: Посмотрите, какие наши гости добрые, улыбчивые, приветливые. Как захотелось с ними поздороваться, как сказать им наше, здравствуйте?
(С улыбкой, радостно, весело.)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
(Время года - осень.) (Воспитатель добивается полных ответов)
Воспитатель: Назовите, какая сейчас осень? (Поздняя осень)
Воспитатель: Правильно, сейчас поздняя осень, можно сказать, что идут последние деньки осени. Какое время года будет после осени?
(После осени следует зима.)
Воспитатель: Что происходит в природе с приходом зимы?Как мы узнаём о приходе зимы?
(На улице становится холодно, люди надевают тёплую одежду, озёра и реки покрываются льдом, выпадает снег, прилетают снегири, звери готовятся к зиме.)
Воспитатель: Правильно, ребята, по всем этим признакам мы узнаём о приходе зимы.
Затем воспитатель обращает внимание детей картину зимнего дерева стоящую на мольберте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наше дерево? Какое оно? (Дерево – зимнее).
Воспитатель: Посмотрите, здесь лежит письмо. Что там написано?
Письмо от снежинки:« Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада «Тополек»! Я и лесные жители: птицы и звери просят вас помочь.Капля дождя поссорилась со мной. Говорит, что она главнее и будет править и зимой..И не дает, мне вступить в свои права.
Воспитатель:А как мы будем играть и веселится на горке, если у нас будет идти дождь.
Ребята поможем?
Что происходит в природе с приходом зимы? (слайд №2)
(Воспитатель выслушивает ответы детей.)
2 часть
Лексико – грамматические упражнения: «Подбери действия и признаки»
Лес какой? (зимний)
Почему? (Много снега)
Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)
Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)
Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)

Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)
Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! За то что вы так хорошо Посмотрите, появился первый признак зимы, какой? (туча со снегом)
Зима - веселое время года или грустное?
(ТРИЗ) - почему веселое? (можно кататься на санках, играть в снежки, с горки кататься на коньках)
почему грустное? (можно заболеть, и нам будет грустно).
3 часть
Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь холодно, и отправиться в путь посмотреть, что ребята делают зимой! Ребята, а какую одежду носят люди зимой? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!
Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу. (завязываем» шарфик)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Рассматривание картины «Весело зимой»(слайд №3)
Воспитатель: Посмотрите на картину: Аня катает снежный ком - она лепит снеговика. Уля едет на санках с горки – ух, как быстро едет! Оля катается на коньках, а Игорь - на лыжах. Весело зимой!
Что делает Аня? (Аня лепит снеговика)
Что делает Уля? (Уля катается на санках)
На чем катается Оля? (Оля катается на коньках)
На чем катается Игорь? (Игорь катается на лыжах).
Попробуйте самостоятельно составить рассказ по картине «Зимние забавы»
(Выслушивается 2-3 рассказа)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, появился первый признак зимы, какой? (снеговик)
4 часть
Пойдемте дальше. Кто живет в лесу? (звери)
Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие животные)
Угадайте загадку. (слайд № 4)
Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Зимой беленький трусишка.
Кто это? (заяц)
И, правда заяц. Чей это след? (заячий)
А как заяц готовится к зиме? (меняет шерсть на белую)
Правильно, он меняет шерсть на белую и теплую, чтобы его не было видно на белом снегу, и не было, холодно зимой.
Интересно, заяц делает запасы к зиме? (зимой достаточно еды и он не голодает – грызет кору деревьев.)
Угадайте следующую загадку: (слайд №5)
Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
орешки я грызу.
Кто это? (Белка)
Чей это след? (беличий)
Как белка готовится к зиме? (Белка меняет шерсть с рыжей, на серую)
А почему она меняет шубку? (Так белка прячется от врагов)
Чем же зимой будет питаться белка? (Она делает запасы)
А как другие животные готовятся к зиме? (слайд №6,7)
(волк и лиса меняют шерсть на теплую, а медведь, еж, бурундук впадают в спячку)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, появились еще два признака зимы, какие? (заяц в белой шубке, белка в серой шубе).
Угадайте следующую загадку: (слайд № 8)
Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе... Ай!!
Разлетелся урожай!(Снегири)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие птицы).
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, появились еще признак зимы.
Гимнастика для глаз «Снежинка» (слайд №9)
Что это такое? (Снежинки)
(слайд № 10)
Послушайте, как описывает зиму в своем стихотворении «Зима» Иван Захарович Суриков. (слайд № 10)
5 часть
Воспитатель читает отрывок из стихотворения.
Работа со стихотворением:
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно...
Стали дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала

Воспитатель задает вопросы по тексту стихотворения.
- Как поэт описывает снег в своем стихотворении? Какой снег?
Воспитатель выслушивает ответы детей и зачитывает строчку из стихотворения.
- Что происходит со снегом? (кружится и падает на землю)
- Что произошло утром? (поле забелело)
- Послушайте, как поэт описывает, что произошло утром с полем. (воспитатель зачитывает отрывок и объясняет значение слова
пеленою)
-Пелена –это сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
- А что произошло с лесом? (накрылся шапкой и заснул).
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?
Дыхательная гимнастика «Рукавичка»
Воспитатель:Ребята, когда мы одевались на прогулку мы забыли надеть рукавички. Надевайте их, они волшебные, если вы будете дуть на снежинки то согреетесь.
Воспитатель: Нам уже пора возвращаться в детский сад. (слайд № 11)
Двигательное упражнение «По снегу побежали».
(выполнение движений по тексту)
Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)
Друг за другом дружно встали
И по снегу побежали! (бег на месте)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.
А в подарок снежинка вам приготовила подарки. Что бы, вы не забывали о признаках зимы.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Зима»

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. Формировать понятия
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать однокоренные слова.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; стаканчики с крошками пенопласта и соломинки для коктейля, тетради, цветные карандаши, пробки от пластиковых бутылок по две штуки на каждого ребенка.
1. Организационный момент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.
- Рассмотрите картинки и назовите.
(Снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок)
2. Введение в тему
- Правильно. Садитесь и подумайте, от какого слова образованы слова снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка.
- Подумайте и назовите еще несколько слов, которые образованы от слова снег.
Логопед убирает предметные картинки и, если детям трудно выполнить задание, оказывает им помощь.
- Как называются цветы, первыми появляются из-под снега?
- Какую бабу слепили из снега?
- Когда идет сильный снег, он падает, как мы это называем?
- Какое время года наступило?
- Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
3. Рассматривание картины «В зимнем парке»
Логопед помещает на наборное полотно картину.
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
- Верно. Расскажите о земле. Как она выглядит?
- Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните ответ со словаснег.
- Опишите небо. Какое оно?
- Деревья какие?
- что еще есть на картине?
- Что делают дети?
- Как они одеты? Почему?
- Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?
Логопед просит детей отвечать на вопросы полными предложениями.
- Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.
4. Упражнение «Снеговик» (составление предложений)
Логопед убирает картину.
- Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке?
- Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем это слово.
- А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.
- Попробуйте придумать предложение со словомснеговик.
5. Работа в тетрадях
- Откройте тетради. Посмотрите на страничку, где нарисованы предметы для зимних развлечений. Что вы видите?
Лыжи, снеговика, санки.
- Послушайте загадку об одном из этих предметов, изображенных на этой странице.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставишь две ноги –
И по большим снегам беги.
- Что это? Почему вы так решили? Объясните.
- Обведите лыжи по контуру и раскрасьте любым цветным карандашом.
После выполнения задания логопед собирает тетради.
6. Игра «Снеговик»
- Пойдемте поиграем.
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.
Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову
Ладошкой, дотрагиваются до носа.
Но солнце припечет слегка – Медленно приседают.
Увы! – и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.
7. Игра «Какое слово лишнее?»
- Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.
Каток, платок, каток, каток.
Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.
Снежок, снежинка, нежный, снеговик.
8. Упражнение «Вьюга»
- Встаньте около стульчиков. Каждому из вас я раздаю стаканчики с маленькими крупинками-снежинками. Снег там волшебный и не тает.
- послушайте загадку.
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает?
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
(вьюга)
- Хотите устроить вьюгу? Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щек. Вот так.
Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение.
Дети выполняют упражнение 3-4 раза.
9. Упражнение «Закончи предложение»
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить(снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему(снеговику).
Мы показали соседям нашего(снеговика).
Мы играли с нашим (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о (снеговике).
10. Пальчиковое упражнение «Лыжники»
- Вы все верно ответили, и сейчас я превращу вас всех в лыжников. Кто такие лыжники?
- У каждого из вас по две пробки – это лыжи. Указательный и средний пальцы правой руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах, делая по шагу на каждый слог:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной поры!
11. Упражнение «Один много» (с мячом)
- Лыжники из вас получились отличные. Дома потренируйтесь делать это упражнение.
- Сейчас поиграем в мяч в игру «Один – много»
Сосулька снежок льдинка
след снежинка снеговик
сугроб мороз метель
12. Итог занятия
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали на занятии?
- Что понравилось?
Оценка детей.

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Закрепить знания детей о зиме.
  • Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  • Учить подбирать слова – признаки.
  • Учить согласовывать числительные 1-5 с существительными.
  • Учить образовывать родственные слова к слову «снег».
  • Закрепить умение употреблять предлоги «на», «под».
  • Учить составлять рассказ о зиме, использую мнемотаблицы.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать мышление, память, связную речь.
  • Развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать речевое дыхание.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь к природе и бережное отношение к ней.
  • Формировать навыки самостоятельности, ответственности, инициативности,

Оборудование: сюжетные картинки с изображением зимы, разрезные картинки, бумажные снежинки на ниточках, игрушка снеговик, мнемотаблица «Зима».

Ход НОД

1. Организационный момент.

— Ответьте, какой снег? (Пушистый, белый, блестящий, тяжелый, холодный). Ветер? (Холодный, северный, сильный.) Мороз? (Крепкий, сильный.) Лед? (Тонкий, толстый, холодный, скользкий, прозрачный, хрупкий.) Погода какая? (Морозная, солнечная, зимняя, снежная.)

2 . Д/и «Собери картинку».

Каждому ребенку раздается картинка, разрезанная на 6 частей. Дети должны собрать разрезную картинку и придумать по ней предложение.

3. Упражнение «Снежинки»

– Какие вы молодцы, умеете подбирать слова – признаки. Ну а пока мы вели беседу, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Давайте подуем на снежинки, и пусть они покружатся.

(Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке)

— Медленно наберите воздух через нос, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки, щеки не надувайте.

Повторить дыхательное упражнение 3-5 раз.

4. Д/и «Веселый счет от одного до пяти»

— Давайте, ребята, сосчитаем сколько у нас снежинок.

— А теперь сосчитайте до пяти сугробы, сосульки, метели, снеговиков, снегирей, вьюги.

5. Д/и «Назови ласково»

— Наши снежинки улетели, а я приглашаю вас поиграть в игру «Назови ласково».

Снежинка – снежиночка

Сосулька –

Сугроб —

Дерево –

Снегурка —

6. Игра «Где лежит снежинка?»

— Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Вы будите говорить, где лежит снежинка.

Снежинка лежит на столе.

Снежинка лежит под …

Я взяла снежинку из-под…

Снежинка лежит около…

Снежинка лежит перед…

Снежинка лежит за…

Я достаю снежинку из-за…

Снежинка лежит в…

Я достаю снежинку из…

7. Физминутка

Сегодня из снежного мокрого кома (Идут по кругу,)

Мы снежную бабу слепили у дома. (Катят воображаемый ком)

Стоит наша баба у самых ворот, («Рисуют» три круга разных размеров, начиная с маленького)

Никто не проедет, никто не пройдет. (Грозят указательным пальцем)

Знакома она уже всей детворе, (Идут по кругу)

А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» (Останавливаются)

8. Д/и «Доскажи словечко»

— Ребята, мы сейчас будем играть в игру «Доскажи словечко».

После осени наступила…

Зимой небо…

Часто идет…

На улице очень…

Дети лепят…

Ребята зимой катаются на…

Зимой солнце светит, но не …

Зимой на ветках сидят …

Зимой на реках и озерах толстый…

9. Составление рассказа «Зима» по мнемотаблице

«К нам пришла зима. Она покрыла всю землю белоснежным покрывалом. Идёт хрустящий снег. Дует сильный холодный ветер. Трещат сильные морозы. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла нам подарки. Это метели, сугробы, снегопады, лед. Эти подарки нужны многим людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. Зимой мы можем лепить снежную бабу, строить снежную крепость, играть в снежки. Я очень любим зиму».

10. Итог

— Ребята, давайте напомним нашему гостю, Снеговику, о чем мы сегодня говорили. Что больше всего понравилось и запомнилось?

Просмотров