Понятие и основные принципы противодействия террористической деятельности. «Коррупция

Противодействие терроризму - комплексная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций в пределах их компетенции, установленной национальным законодательством, с использованием мер правового, политического, социально-экономического, идеологического и иного характера, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений террористического характера, на осуществление уголовного правосудия в отношении террористов, на минимизацию последствий актов терроризма.

К настоящему времени в мировом сообществе и в Российской Федерации сформировалось устойчивое мировоззрение и выработались основные принципы противодействия терроризму и экстремизму.

Совет Безопасности ООН 20 января 2003 г. на своём заседании принял декларацию о борьбе с терроризмом, в которой подтвердил, что:

  • терроризм во всех своих формах и проявлениях представляет собой одну из наиболее серьёзных угроз международному миру и безопасности;
  • любые акты терроризма преступны и не имеют оправданий вне зависимости от их мотивов, когда бы и кем бы они ни совершались, и подлежат безоговорочному осуждению, особенно в тех случаях, когда они носят неизбирательный характер или когда от них страдают гражданские лица;
  • существует серьёзная и возрастающая угроза доступа террористов к ядерным, химическим, биологическим и другим потенциально смертоносным материалам и их использования ими и поэтому существует необходимость усиления контроля за этими материалами;
  • терроризм можно победить лишь путём применения в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций и международным правом, устойчивого всеобъемлющего подхода, включающего активное участие и сотрудничество всех государств, международных и региональных организаций, а также путём активизации усилий на национальном уровне.

Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации составляют:

  • Конституция Российской Федерации;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • международные договоры Российской Федерации;
  • федеральные конституционные законы;
  • Федеральные законы «О безопасности», «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
  • Концепция внешней политики Российской Федерации;
  • Военная доктрина Российской Федерации;
  • Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.

Эти законы и акты создают (составляют) правовую основу для защиты государства, общества и каждого гражданина от экстремизма и терроризма. Знание основного содержания этих законов и актов поможет вам самостоятельно оценить события и явления общественной и вашей повседневной жизни с позиции укрепления общественной и личной безопасности, принять правильное решение об участии или неприятии каких-то действий, которые делают вас невольным соучастником нарушения закона. Вас намного сложнее будет ввести в заблуждение относительно последствий того, что вы делаете, и того, к чему вас могут призывать сторонники экстремизма и терроризма.

Итак, знание законов поможет вам сделать сознательный жизненный выбор и не стать жертвой. Содержание некоторых вышеуказанных законов будет подробно приведено в следующих параграфах.

Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности основывается на таких принципах, как:

  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  • законность;
  • гласность;
  • приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  • сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  • неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Основные принципы противодействия терроризму

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  1. обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
  4. неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
  5. системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
  6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
  7. приоритет мер предупреждения терроризма;
  8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
  9. сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
  10. конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приёмах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
  11. недопустимость политических уступок террористам;
  12. минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
  13. соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

На международном уровне определены и сформулированы основные направления противодействия терроризму и экстремизму.

В этой связи Совет Безопасности ООН призывает предпринять следующие шаги:

  1. Все государства должны осуществлять неотложные меры по недопущению и пресечению любой активной и пассивной поддержки терроризма и, в частности, в полном объёме выполнять все соответствующие резолюции Совета Безопасности.
  2. Совет Безопасности призывает государства:
    • стать в безотлагательном порядке участниками всех соответствующих международных конвенций и протоколов, касающихся терроризма, в частности Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., и поддержать все международные инициативы, предпринятые с этой целью, и в полной мере использовать источники помощи и рекомендации, которые появляются в настоящее время;
    • максимально оказывать друг другу содействие в деле предотвращения, расследования, уголовного преследования и наказания за акты терроризма, где бы они ни совершались;
    • тесно взаимодействовать, с тем чтобы осуществить в полном объёме санкции, направленные против террористов и их пособников, в частности Аль-Каиды и движения «Талибан» и их пособников, как указано в ряде резолюций, принять срочные меры, чтобы лишить их доступа к финансовым ресурсам, которые необходимы им для осуществления их деятельности, и сотрудничать в полной мере с Группой контроля.

Основные направления противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • принятие профилактических мер, нацеленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Выводы

  1. В мировом сообществе и в Российской Федерации сформулированы основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.
  2. Мировое сообщество считает, что терроризм можно победить лишь путём применения в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций и международным правом устойчивого всеобъемлющего подхода, включающего активное участие и сотрудничество всех государств, международных и региональных организаций, а также путём активизации усилий на национальном межгосударственном и межнациональном уровнях.
  3. Борьба с терроризмом в Российской Федерации направлена прежде всего на обеспечение защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
  4. Определена неотвратимость наказания за осуществление террористической и экстремистской деятельности.

Вопросы

  1. Как реагирует мировое сообщество на проявления терроризма?
  2. Какие принципы лежат в основе организации противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации?
  3. Какие конкретные меры предусмотрены в Российской Федерации по противодействию терроризму и экстремизму?
  4. Почему важно знать законы о противодействии экстремизму и терроризму?

Задание

Подберите фактический материал и подготовьте сообщение на тему «Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями».

В данной статье будет изучен вопрос - какими являются основные принципы противодействия коррупции. Данный термин - коррупция - трактуется как злоупотребление служебным положением, передача или получение взятки. Известно, что коррупция препятствует развитию гражданского общества и общему экономическому росту государства.

Если мы ликвидируем государство, мы ликвидируем коррупцию (Гэри Стэнли Беккер)

Что такое коррупция?

Термин corrumpere появился в учениях права Древнего Рима и обозначался как "ломать", "подкупать" или "разрушать". Изначально слово применялось в судебной практике для обозначения правонарушений в ходе подкупа судей и передачи им взяток. Оно было образовано из следующих латинских слов:

  • correi - несколько лиц, участвующих в каком-либо судебном или общественном процессе;
  • rumpere - отменять, ломать, разрушать.

В итоге был сформирован отдельный термин, который означал действие двух или более лиц, которые препятствовали судебным или иным процессам.

Как сейчас определяется коррупция в международном законодательстве? В соответствии с документом ООН, учреждающим методы борьбы с данным социальным явлением, коррупция представляет собой злоупотребление государственной властью для получения выгоды в собственных интересах.

Определение в законодательстве России, в принципе, с этим довольно идентично. Под коррупцией понимаются дача и получение взятки, подкуп, злоупотребление служащими своими полномочиями, служебным положением и другие противоправные действия против интересов страны и граждан в частности. Взятки могут быть различной формы - деньги, ценности, имущество, услуги, приобретение или передача каких-либо прав как для себя, так и для третьих лиц - в общем, все, что осуществляется для приобретения неправомерной выгоды. Законом "О противодействии коррупции" предусмотрено, что коррупция может осуществляться как физическими лицами, так и от имени предприятий - юридических лиц.

Какой норматив регламентирует, что относится к принципам противодействия коррупции в Российской Федерации? Прежде всего это закон №273-ФЗ, который так и называется «О противодействии коррупции».

В нем установлены правовые основы по предотвращению коррупции, а также вопросы по ее организации. Главной задачей нормативного документа является ликвидация и/или минимизация последствий от данных правонарушений, а также их предупреждение. Так, в соответствии с законодательным актом, противодействие коррупции - это деятельность, которая осуществляется для:

  • профилактики - выявления возможных причин, их устранения;
  • борьбы с коррупцией - выявление уже совершенных правонарушений, их пресечение, расследование;
  • ликвидации последствий или их минимизация от произведенных правонарушений.

Вышеперечисленные меры осуществляются государственными учреждениями на различных уровнях хозяйствования: федеральном, региональном уровне, учреждениями местного самоуправления, иными предприятиями, а также гражданами, действующими в пределах своих полномочий.

Также ответственность за деяния коррупционного характера находит отражение в международных конвенциях, например, конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, принятой в Страсбурге (Франция) в 1999 году. Также к таким международным нормативам относят конвенцию ООН и конвенцию о борьбе с дачей взяток иностранным должностным лицам от 21.11.1997. Правда, последний документ распространяется только на страны, включенные в Организацию экономического сотрудничества и развития, в составе которой России пока нет.

Принципы противодействия коррупции в РФ учитываются в Конституции - основном законе страны, а также в кодексах - уголовном, административном и трудовом.

Для гражданских служащих действует указ президента от 12.08.2002, №885, регламентирующий общие принципы их поведения в государственных учреждениях. Кроме того, работники государственной службы в своей деятельности должны руководствоваться Кодексом этики и служебного поведения. Это свод, в котором, помимо других аспектов, устанавливаются правила для профилактики коррупционных факторов в их служебной деятельности в органах государственного управления.

В нормативах судебной отрасли можно выделить постановление Пленума Верховного суда РФ №19 от 16.10.2009, в котором отражена судебная практика дел коррупционного характера и превышения служебных полномочий.

Основные принципы

Противодействие коррупции основывается на следующих принципах - специальных и общих. Они указаны в законе 273-ФЗ о деятельности по ликвидации и предупреждению коррупции.

Какие принципы против коррупции имеют общее правовое значение? К ним относят основополагающие, базовые положения права, например, принцип законности, публичности и открытости деятельности государственных органов, наличия ответственности за коррупционные деяния, конституционно-закрепленный принцип - обеспечение и защита прав и свобод людей и граждан.

Что касается специальных правил, относящихся именно к противодействию коррупционной деятельности, - это принцип комплексного подхода правовых, социальных, экономических, политических и других мер; принцип использования мер по предупреждению коррупции как приоритетного метода; взаимодействие государственных органов и институтов гражданского общества (политических партий, профсоюзов, объединений и прочих); взаимодействие государственных органов с международными предприятиями и отдельными физическими лицами.

Вышеуказанные принципы представлены в статье 3 федерального закона. Данные положения имеют фундаментальное значение в общей системе мер против коррупции в стране. Законом только декларированы положения, однако их содержание не конкретизируется. В этой связи рассмотрим каждый из принципов поподробнее.

Принцип признания и обеспечения гарантий прав и свобод

Эти правила установлены в статье 2 и во второй главе статьи 17-64 российской Конституции. Они имеют основополагающее значение среди обязательств и гарантий государства перед человеком и гражданином. Принципы соблюдения прав и свобод должны учитываться в любой деятельности государственного управления, соответственно, и в отрасли противодействия коррупционными нарушениями тоже.

В ходе осуществления мер против коррупции государство должно обеспечить равные условия для лиц, подвергающихся воздействию данных мер, независимо от их пола, возраста, происхождения, национальности, идеологии/убеждений, имущественного положения, должности и других критериев.

Принцип законности

В чем отражено данное правило? Прежде всего этот принцип подразумевает определенную юридическую форму для предписаний против коррупции. В нормативных актах определяются нормы поведения, которые считаются коррупционными, и устанавливаются соответствующие ограничения или обязанности.

Правовые документы могут быть различного вида, содержания и распространять свое действие по разным уровням. Например, на государственном уровне это законы, указы президента, постановления правительства и прочее. На международном уровне - это конвенция ООН против коррупции и прочие конвенции. На уровне региона - это законы субъекта, указы глав и губернаторов, распоряжения.

Помимо прочего, на каждом государственном предприятии также утверждаются нормативные правовые документы, в которых отражается их антикоррупционная политика, создаются стандарты поведения работников и созываются специальные комиссии.

Принцип законности закрепляется в том, что должностные лица, реализующие деятельность по ликвидации, прогнозированию или пресечению коррупции, должны иметь на это соответствующие компетенции и полномочия.

И наконец, законность выражается в привлечение к ответственности, закрепленной в нормативных законодательных актах. Однако права и интересы граждан при этом должны быть соблюдены в полном объеме.

Принцип открытости деятельности государственных и региональных учреждений

К основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации также относится прозрачность и публичность учреждений в сфере государственного и муниципального управления. Можно выделить два аспекта отражения этих положений:

  1. Степень открытости деятельности организаций по пресечению коррупции выражается в уровне участия граждан в решении данных вопросов, а также в уровне контроля и мониторинга общественности за государственным аппаратом, в частности, за их деятельностью по борьбе с коррупционного характера факторами.
  2. Публичный характер деятельности государственных или региональных учреждений отражается в степени общественной огласки за нарушения законодательства в сфере коррупции, степени их публичности.

Принцип неотвратимости ответственности за коррупционные нарушения

Как измерить степень исполнения этого принципа противодействия коррупции в Российской Федерации? Показатель отражается прежде всего в деятельности прокуратуры, министерства юстиции РФ и других правоохранительных органов, уполномоченных и проводящих расследования коррупционных правонарушений.

Одним из главных аспектов для исполнения данного принципа на должном уровне является подготовка высококвалифицированного персонала. Они должны быть способны выполнять задачи по выявлению, раскрытию, пресечению и профилактике коррупционных правонарушений, несмотря на то что данные нарушения являются весьма латентными.

Принцип комплексного подхода, включающего информационные, политические, экономические и иные меры

Коррупция как некое социальное заболевание наносит ущерб всей организации общественных отношений. Она выражается прежде всего в перераспределении материальных ресурсов, превышении полномочий, установленных должностным регламентом.

Одним из решений данной проблемы является образование государственного устройства, в котором перераспределение средств является справедливым и эффективным с точки зрения общества. Данная задача требует привлечения и соучастия всех отраслей, влияющих на социальные аспекты: от нормативно-правовых до информационных и публицистических.

Принцип приоритета мер, направленных на предупреждение и профилактику деяний коррупционного характера

К данному принципу относятся все ежедневные методы работы, при которых в обществе воспитывается нетерпимость к проявлениям коррупции. Данные меры направлены также на повышение престижа государственной службы, создание условий их стабильной работы, обучение новых поколений сотрудников на гражданской службе.

Положения по предупреждению коррупции являются базой для создания нормативных документов о гражданской службе. Законы, положения и иные нормативные источники в отрасли государственного и муниципального управления не должны иметь коррупционные "наводки" и побуждать гражданских служащих к произвольным правовым решениям. Выполнение данного принципа противодействия коррупции влияет также на менталитет общества и граждан, их отношение к институтам власти.

Принцип взаимодействия государственных учреждений с общественными и международными институтами, физическими лицами

Этот принцип подразумевает развитие институтов гражданского общества, таких как общественные объединения, сообщества, профсоюзные комитеты и прочие. В государстве должны учитываться принципы демократии, деятельность органов государственной власти обязана быть прозрачной и открытой для мониторинга и контроля общественных институтов, также в стране должны обеспечиваться свободы граждан в виде партийного плюрализма.

Какие меры необходимо принять для этого? Государственным учреждениям нужно создавать условия правового воспитания, а также привлекать внимание общества к любым нарушениям коррупционного характера. Также продуктивным может быть развитие международного сотрудничества (как двустороннее, так и в организациях нескольких стран) по вопросам деятельности против подкупа в международных сделках. Необходимо учитывать реализацию программ по ликвидации данных правонарушений в странах, которые их наиболее успешно применяют.

Принцип научности и оперативности

Данные принципы противодействия коррупции в российском законодательстве не закреплены, однако их также можно упомянуть.

Научность представляет собой некий мониторинг коррупционных факторов в общем по стране и по отдельным регионам. Данные исследования должны проводиться на законодательном уровне и наиболее компетентными специалистами. Мониторинг проводится для выявления степени "зараженности" коррупцией, чтобы затем разработать, скорректировать и реализовывать предупредительные профилактические программы и мероприятия по ликвидации взяточничества.

Оперативность же отражается в своевременности реагирования государственных структур на сигналы или некие прогнозы по выявлению коррупционных факторов, повышая тем самым эффективность предупредительных и ликвидационных мер.

Вывод

В данной статье было рассмотрено, что относится к основным принципам противодействия коррупции. Можно отметить, что действия по борьбе против такого социального явления, как коррупция, должны проводиться во всех сферах жизнедеятельности общества.

Прежде всего ответственность за реализацию антикоррупционной политики несут государственные служащие, выполняющие функции исполнительных, представительных и судебных органов власти. Немаловажная роль в ликвидации и предупреждении коррупционных факторов предоставляется и гражданскому обществу страны. Так, получить реальный результат в сфере борьбы с коррупцией можно, лишь объединив усилия общественных организаций и государственных, административных органов.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Меры по профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам , претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы , включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Какие меры, по Вашему мнению, должна содержать оптимальная стратегия по борьбе с коррупцией в России?

· ограничение пребывания губернаторов во власти - не более двух сроков;

· восстановление выборности губернаторов

· восстановление политической конкуренции, принятие закона об оппозиции;

· Показательные серьезные наказания

· Финансовая отчетность

· Принятие ЗАКОНА!!!

Первое - это законодательные изменения в области уголовного права и процессы, связанные как с международными обязательствами России, так и с текущей ситуацией в стране.

Вторая и, по его словам, гораздо более сложная часть плана ‑ это именно создание антикоррупционных стимулов. Это зависит "от общего уровня жизни в стране, уровня зарплаты, от того, насколько безусловно и жестко применяются законы в отношение тех, кто нарушает закон , в отношении так называемых коррупционеров, тех, кто берет взятки, совершает другие коррупционные действия". При этом Медведев высказал мнение, что высшая форма такой мотивации ‑ когда для лица, которое собирается получить взятку, становится очевидным, что этого не следует делать, потому что это может разрушить всю его жизнь.

Третье ‑ это "изменение правосознания, изменение мышления людей".

Дайте определение государственного решения. Каковы основные типы государственных решений?

Государственное решение - Выбор и обоснование определенных действий государственных органов, направленных на достижение общественных целей

Типы гос решений:

  • Политические и административные – направление страны, определение полномочий и тд.
  • Запрограммированные и незапрограммированные

Факторы процесса принятия решений:

  1. Лицо, принимающее решение (ЛПР)
  2. Зависимые от ЛПР переменные
  3. Независимые от ЛПР переменные
  4. Ограничения на параметры зависимых и независимых переменных – область допустимых решений
  5. Альтернативы
  6. Критерии для оценки альтернатив
  7. Возможности осуществления принятого решения

Модель рациональной политики:

  • Определить проблему
  • Осознать все требования ко всем решениям, которые необходимо будет принять
  • Составить список всех альтернатив
  • Определить ресурсы для каждой альтернативы
  • Рассчитать затраты и выгоды, связанные с каждым из вариантов
  • Сделать решение на основании всей относящейся к делу информации ориентируясь на max выгоды и min затрат.

Как известно, процесс принятия не только государственных, но и решений как таковых исследуется в науке с точек зрения нормативной и поведенческой теорий. Перв ая из них трактует его как процесс рационального выбора управленческих целей в сложных ситуациях. Причем он вполне может быть детализирован и операционализирован с целью нахождения оптимальных решении . для решения этой задачи предлагается использовать различные математические модели, исследование операций и другие рационально-логические средства .

Другой подход рассматривает этот процесс как форму специфического взаимодействия людей, которую невозможно объяснить и описать сугубо рациональными и количественными методами. Прежде всего это связано с особенностями человеческого поведения , которое, как известно, может мотивироваться различного рода аффектами и иррациональными причинами. да и потом с точки зрения приверженцев этого подхода, цели, которые люди ставят перед собой, слишком сложны, чтобы можно было свести их к количественным показателям. А возможных альтернатив решения проблемы значительно больше, чем известны субъекту или которые можно включить в рассмотрение. Таким образом, главный акцент здесь делается наразнообразное - в” том числе и качественное - описание многообразных факторов , влияющих на принятие решений в конкретной ситуации и соответствующего поведения субъекта.

Основные торетические подходы:

  • Нормативный – Г. Саймон
  • Поведенческий – Ч. Линдблюм

Любое управленческое решение основано на выборе(минимум 2), решение должно быть обязательно для исполнения – нормативный подход – всегда есть цель и ценности, конкретизация задач с помощью определенных действий, определяются последствия, далее выбор альтернатив и достижение целей.

Идея невозможности последовательного проведения алгоритма принятия решения, ибо очень сложно привести абстрактные ценности к задачам соответственно ресурсам – поведенческий подход – невозможно учесть совокупность факторов, система должна объединять цели и стратегии , а не сначала определить цели, а потом выбирать стратегии. Должна происходить постоянная коррекция целей и стратегии, ибо постоянности нет. Нужно исходить из маленьких целей и достигать их.

Как представляется, с практической точки зрения, целесообразно применять комплексный подход , использующий не только методик)’ качественного описания ситуации, но и средства количественного анализа (особенно применительно к изученшо отдельных, прежде всего структурированных фаз и состояний процесса принятия решении). Только так можно наиболее полно охарактеризовать как универсальные, так и специфические черты процесса формирования и реализации государственных целей.

Типы решений

¨ Политические и административные

¨ Запрограммированные и незапрограммированные

  • Политические и административные.

Политические решения – решения, опирающиеся на властные полномочия принимающего их лица (ЛПР) и предусматривающие распределение (перераспределение) общественных ресурсов в интересах определенных социальных групп.

Административные решения – решения, направленные на реализацию функций гос. органов в соответствии с существующими нормами и правилами.

Следует различать политические и административные решения.

Политические -- концентрированное выражение политического руководства . Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп, либо данного сообщества. Даже если политические решения принимаются на региональном уровне или в рамках какого-то местного сообщества, они затрагивают интересы государственного союза людей, функционирование государственной власти.

Административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функционирование отдельных видов производственно-хозяйственной, социальной и культурной жизни людей и текущей практической деятельности отдельных организаций.

Политические решения , в отличие от административных, всегда прямо или косвенно адресованы определенным общественным группам людей , служат средством регулирования отношений между ними, являются способом выражения и реализации социальных интересов и целей . Они -- результат деятельности субъектов политической власти и политического руководства.

В соответствии с принципом приоритетности политики в государственном управлении политические решения имеют доминирующее значение по отношению к административно-управленческим.

· Запрограммированные и незапрограммированные

Запрограммированные решения – рутинные, повторяющиеся, имеющие аналоги в прошлом (принятие бюджета).

Незапрограммированные – инновационные (принятие ФЦП, нац. Проекты)

Запрограммированные решения являются ответной реакцией на периодически повторяющиеся организационные проблемы. Когда правила сформулированы, принятие запрограммированных решений могут осуществлять подчиненные менеджера, освободив его для решения других задач.

Незапрограммированные решения являются ответной реакцией на возникновение уникальных, нечетко определяемых и неструктурированных ситуаций, которые имеют для организации важные последствия. Многие незапрограммированные решения включают стратегическое планирование, поскольку неопределенность велика, а решения сложны

Государственные решения группируются по многим основаниям . В частности:

· по уровню субъектов в системе государственной власти и управления -- решения федеральных, региональных и местных органов;

· по характеру целей и задач -- решения политические или административные , руководящие и исполнительские, стратегические или оперативно-тактические, общегосударственные или относящиеся к отдельным областям государственной жизни;

· по сферам жизнедеятельности общества -- решения хозяйственно-экономические, социальные, по проблемам государственного строительства и управления, культурного строительства и пр.;

· по масштабам охвата объекта управления -- решения общесистемные, общеполитические, макроэкономические, микросоциальные (относящиеся к отдельным группам производственно-экономических и социальных коллективов); по управленческим функциям -- вопросам планирования, организации, контроля и др.

Примерами политических решений служат: государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции и военно-стратегические концепции, законодательные акты конституционного характера, принятые Федеральным Собранием РФ, Указы Президента России по общим вопросам деятельности государства и др.

В числе административно-управленческих решений следует назвать постановления Правительства России, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств .

Решения на региональном уровне формулируются в виде законов, принимаемых представительными органами власти, конституций республик, уставов областей, краев, постановлений глав администраций субъектов Федерации и др. Они могут быть как политико-правовыми, так и административными актами.

Административные решения федеральных правительственных органов и субъектов Федерации могут нести в себе политический аспект в той мере, в какой они выступают средством реализации общефедеральной политики или Основного Закона государства. И вообще подчеркнутое нами различие между политическими и административными решениями относительно, поскольку, как говорилось, государственное управление по природе своей явление политическое. Политика же -- определяющий уровень (в смысле значимости) управления. Это признается и отдельными зарубежными авторами. Например, французский политолог М. Понятовский разделяет руководство общественными делами на три уровня: политика -- означает, что делать и почему; исполнение -- как делать и при помощи чего; администрирование -- подсобное средство.

  • §4. Основные принципы противодействия коррупции
  • §5. Субъекты противодействия коррупции и их полномочия
  • Глава 2. Меры профилактики коррупции §1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов
  • §2. Организационные и правовые способы исключения необоснованного вмешательства в деятельность государственных служащих в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений
  • §3. Антикоррупционные ограничения, налагаемые на гражданина, ранее замещавшего должность государственной службы
  • §4. Общественный и парламентский контроль в сфере противодействия коррупции
  • Глава 3. Правовое положение государственного служащего в связи с обеспечением профилактики коррупции
  • §1. Квалификационные требования к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы
  • §2. Основные права государственного служащего, связанные с осуществлением профессиональных обязанностей
  • §3. Основные антикоррупционные обязанности государственного служащего и требования к его служебному поведению
  • §4. Антикоррупционные запреты в связи с прохождением государственной службы
  • Глава 4. Конфликт интересов на государственной службе §1. Понятие и содержание конфликта интересов на государственной службе
  • §2. Полномочия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов
  • §3. Обязанности государственного служащего и представителя его нанимателя по предотвращению конфликта интересов
  • §2. Административные процедуры исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги)
  • §3. Контроль за исполнением административных регламентов и обжалование их нарушений
  • Глава 6. Предупреждение коррупционных рисков при размещении заказов для государственных нужд §1. Правовые основы предупреждения коррупции при размещении заказов для государственных нужд
  • §2. Антикоррупционное обеспечение способов размещения заказов
  • §3. Антикоррупционные требования к участникам размещения заказов и специализированным организациям
  • §4. Коррупционные риски при выполнении ниокр и их предупреждение
  • §2. Полномочия и ответственность представителей органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки
  • §3. Плановая и внеплановая проверки. Антикоррупционные требования к их проведению
  • §4. Основные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с проверкой
  • Глава 8. Ответственность за коррупционные правонарушения §1. Ответственность физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений
  • §2. Уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения
  • §2. Субъекты, осуществляющие проверку и их полномочия
  • §3. Предмет проверки и основания ее осуществления
  • §4. Административные процедуры проведения проверки
  • §5. Использование результатов проверки
  • Глава 10. Антикоррупционный мониторинг §1. Предмет, задачи и цели антикоррупционного мониторинга
  • §2. Мониторинг уголовной и судебной правоприменительной практики борьбы с коррупцией
  • Сведения о применении судами максимальных санкций уголовного наказания к виновным в совершении отдельных коррупционных преступлений в 2007-2009 гг. (в %)
  • Сравнительная информация о редко и часто назначаемых видах уголовного наказания за совершение отдельных коррупционных преступлений в России в 2007-2009 гг.
  • §2. Перспективные направления общественно-государственного антикоррупционного взаимодействия
  • Практикум по усвоению учебного материала Глоссарий
  • Вопросы для самопроверки и подготовки к экзаменации
  • §4. Основные принципы противодействия коррупции

    Принципы, на которых основывается деятельность по противодействию коррупции, исходя из тех, которые определены в ñò. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", можно условно разделить на общеправовые и специальные.

    Общеправовое значение имеют принципы: признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

    Специальное правовое значение для целей противодействия коррупции можно отвести принципам: комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетного применения мер по предупреждению коррупции; сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

    Сочетание названных принципов противодействия коррупции приобретает смысл при рассмотрении функционального их предназначении.

    Во-первых, деятельность по противодействию коррупции строится на использовании разных мер, как карательных, так и профилактических. Во-вторых, эти принципы разновекторны, потому что ориентированы на разных участников противодействия коррупции из числа широкого круга субъектов (органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, международные организации, физические лица). Такое положение порождает высокие риски выхода за рамки законности тех субъектов противодействия коррупции, которые не имеют ни специальной, ни профессиональной подготовки и навыков в осуществлении противодействия коррупции. К сожалению, антикоррупционный опыт российской истории показывает, что цели противодействия коррупции на практике зачастую обретают свойства коньюктурных соображений, а порой и противоправных по содержанию деяний со стороны тех, кто призван осуществлять истинное противодействие. В этой связи актуальность приобретает утверждение знаменитого французского мыслителя К. Гельвеция о том, что знание некоторых принципов легко замещает незнание некоторых фактов.

    В конечном счете, образованным сочетанием принципов можно подчеркнуть, что противодействие коррупции имеет общие правовые основания для всех без исключения субъектов, участвующих в этом. В этой связи практический смысл имеет анализ содержания тех принципов, при соблюдении которых вероятно широкое взаимодействие разных субъектов противодействия коррупции.

    Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия коррупции предусматривает не только координацию действий субъектов, участвующих в процессе реализации данных мер. Начала данного принципа заложены в деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, в рамках которого можно отмечать ответственное представительство по каждому из направлений, комплексно составляющих рассматриваемый принцип. Наряду с этим комплексный характер применения перечисленных мер противодействия коррупции отражается в Национальных планах противодействия коррупции и Национальной стратегии противодействия коррупции.

    В этой связи следует отметить что риски, связанные с противодействием коррупции "в слепую" в корне своем исключены. Между тем реализация рассматриваемого принципа должна иметь свойство такого сочетания, при котором реализация одного из направлений, по возможности, учитывала его последствия для иного самостоятельного направления противодействия коррупции. Важно подчеркнуть, что самодеятельное исполнение направлений (особенно на уровне субъектов Российской Федерации) недопустимо и чревато образованием результатов, противных ожидаемым. Так, например, дополнительное стимулирование служащих, исполняющих должностные обязанности в условиях повышенных коррупционных рисков, так называемым "компенсационным пакетом", без надлежащей организации работы по соблюдению требований к служебному поведению, как минимум, будет дискредитировать предпринимаемые меры предупреждения коррупции.

    Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных, прежде всего, на устранение причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям. Названный принцип требует комплексного исполнения. Например, по результатам проведенных органами прокуратуры проверок, в ходе которых были выявлены недостатки законодательства, способствовавшие коррупционным проявлениям, могут быть предприняты наряду с мерами прокурорского реагирования и содержательно обоснованные правотворческие инициативы, исключающие коррупционные детерминанты на законодательном уровне. Кроме того данный принцип предполагает взвешенный подход к избранию мер не только в рамках их степени (карательные и предупредительные, в пользу последних). Важно еще и правильное сочетание общих и специальных мер предупреждения коррупционных проявлений.

    В этой связи обратимся в основе к тому же примеру, но в ином его содержании. Так, внедрение механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности служащих, обязанности которых подвержены риску коррупционных проявлений (посредством применения технических средств, как то установление в служебных помещениях веб-камер), должно быть оправдано в применении только тогда, когда иные меры, прежде всего общего предупреждения (например, тот же "компенсационный пакет") нерезультативны. Иными словами, специальные средства предупреждения коррупции в виде чрезмерного "закручивания гаек" (к тому же, часто напускного), в условиях срабатывания иных мер могут принести больше вреда, чем пользы.

    Наряду с этим, для правильной реализации рассматриваемого принципа непременно важным является понимание пределов профилактической деятельности, очерченных статусом и функциям различных субъектов, участвующих в противодействии коррупции. Анализ правоприменительной практики показывает, что недостаточность или отсутствие компетенции у организаторов (исполнителей) в деятельности по предупреждению коррупции в решающей степени предопределяет просчеты, ошибки и системные неудачи для общих целей противодействия коррупции. Так, например, проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов разработчиками этих актов, может оказаться не только необъективным, но и неправомочным для целей устранения "выявленных" коррупциогенных норм, и особенно в тех случаях, когда проведением экспертизы осуществляли не уполномоченные субъекты.

    Принципу сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в противодействии коррупции уделено особое внимание в антикоррупционных конвенциях. Так, например, в статье 13 Конвенции ООН против коррупции, отмечается необходимость оказания со стороны государственных институтов содействия активному участию "отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней". Исходя из рекомендуемых конвенций мер по участию институтов гражданского общества в противодействии коррупции, можно выделить те из них, реализация которых актуальна для нынешней российской действительности. В конвенционном прочтении, это меры, связанные:

    1) с усилением прозрачности и содействия вовлечению населения в процессы принятия решений;

    2) с обеспечением для населения эффективности доступа к информации;

    3) с проведением мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществлением программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах.

    В плоскости имплементации указанных положений в отечественную практику можно отмечать следующее.

    Реализацию первой меры можно использовать в широком диапазоне. В частности ее можно усматривать в условиях реформирования моделей социально-экономической и административной политики государства, в соответствии с которыми диктуется необходимость нового осмысления места и роли некоммерческих организаций, предполагающих, в том числе и разгосударствление рынка оказания ряда услуг, ранее выступавших предметом монополии со стороны государства. Очевидные правовые основания участия населения в принятии управленческих решений можно рассматривать в контексте требований Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ï. 53 ñò. 2). В нормах природоресурсного законодательства повсеместно отмечается обязательность участия граждан, общественных и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав в соответствующей сфере, а также участие в подготовке решений, реализация которых может повлечь неблагоприятные последствия для них. В частности такие положения содержатся в ñò. 3 è 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в ï. 4 ñò. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, в ï. 6 ñò. 3 Водного кодекса Российской Федерации.

    Достаточно отмечается и нормативных правовых оснований для реализации второй меры участия граждан в деятельности по предупреждению коррупции, а именно, связанной с обеспечением для населения эффективности доступа к информации. В соответствии со ñò. 38 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В целевом предназначении для противодействия коррупции свойстве можно оценивать нормы Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в которых предусмотрен комплекс решений по вопросам, связанным с порядком обеспечения доступа граждан к информации.

    Реализацию третьей меры, касающейся формирования информационного поля нетерпимости в отношении коррупции, в том числе посредством реализации образовательных программ самого разного уровня, необходимо связывать не просто с активным использованием современных телекоммуникационных и образовательных технологий. Информационное обеспечение всего лишь форма, которая может иметь постоянные либо переменные свойства. Гораздо важнее содержание и механизмы подачи (преподнесения) материала антикоррупционной направленности, которые не должны быть безликими, а напротив, иметь адресность и профессионально-компетентное сопровождение.

    Например, для предпринимательского сообщества конструктивными будут те антикоррупционные программы (образовательные, информационные), содержание которым задают не эксперты, оценивающие на третейских правах коррупционные ситуации, а ответственные лица органов государственной власти, имеющие соответствующие полномочия по предупреждению коррупции и реагированию на ее проявления.

    Коррупция представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона и подрывает доверие населения к государственной власти, существенно замедляет экономическое развитие. Коррупция в России является системным явлением, поэтому эффективная борьба с ней возможна только при использовании комплекса экономических, политических правовых, социальных и информационно-пропагандистских и иных мер.

    В системе исходных начал противодействия коррупции важное место принадлежит принципам, на которых должна строиться и осуществляться указанная деятельность. В связи с этим в целях повышения эффективности антикоррупционной деятельности представляется необходимым уточнение общей характеристики принципов и определение их роли в сфере предупреждения и пресечения коррупции . Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, "принцип - это основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки и т.д." .

    Таким образом, можно утверждать, что принципы в данном случае это основополагающие начала в деятельности соответствующих структур и формирований по противодействию коррупции.

    Основные принципы борьбы с коррупцией закреплены в статье 3 Федерального закона РФ "О противодействии коррупции":

    • 1) признание, соблюдение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
    • 2) законность;
    • 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
    • 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
    • 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
    • 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
    • 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами .

    Перечисленные в законе принципы являются основополагающими при разработке мер борьбы с коррупцией. К сожалению, законом перечисленные принципы лишь декларируются, а их содержание не раскрывается. Кроме того, практическая деятельность по противодействию коррупции может основываться и на иных принципах в зависимости от субъектов и видов воздействия, а также интерпретации уже имеющихся.

    В связи с этим нами предпринята попытка как раскрыть содержание перечисленных в Законе принципов, так и обсудить значение иных оснований в деятельности различных структур и формирований в борьбе с коррупционными проявлениями в обществе.

    Принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что при осуществлении антикоррупционных мер государство гарантирует равенство прав и свобод лицам, подвергающимся воздействию, независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, а также других обстоятельств.

    Принцип законности выражается в том, что деятельность субъектов индивидуальной профилактики должна основываться и регулироваться на основе разработанной законодательной базы. Необходима дальнейшая унификация и соблюдение законодательства с целью более эффективного применения правовых норм в указанной сфере, а также использование в правоприменительной практике четких, прозрачных и предсказуемых процедур и мер.

    Задача противодействия коррупции с помощью законодательных мер охватывает развитие почти всей системы права. В связи с этим является актуальной идея Национального антикоррупционного комитета России о выработке законодательных стандартов антикоррупционного характера по каждой отрасли права, что позволит через сравнение действующего законодательства страны, региона или муниципального образования с названными стандартами давать оценку степени благоприятности юридического климата на этой территории для коррупции .

    При этом государство должно располагать эффективными средствами контроля и надзора за надлежащим осуществлением законов и других нормативных актов в сфере антикоррупционной политики. Кроме того, недопустимо установление антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного федеральными законами.

    Реализация принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления связана напрямую с осуществлением следующих мер: обеспечение недопустимости ограничения доступа всех заинтересованных лиц к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и мерах антикоррупционной политики; введение в практику обязательного анализа законопроектов и ведомственных правовых документов на коррупциогенность; совершенствование в действующем законодательстве механизмов принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, сделав их более прозрачными и публичными; разработка и принятие программы повышения правовой грамотности населения с участием общественных объединений и средств массовой информации; разработка и принятие этических кодексов поведения для всех ветвей и уровней власти в Российской Федерации (по примеру Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации ); поддержка и поощрение тех средств массовой информации и общественных объединений, которые занимаются антикоррупционной пропагандой, распространением идей законности и правопорядка в стране; постоянное информирование общества о реализации антикоррупционных программ в России и за рубежом; публичное противостояние мифу о непобедимости коррупции в стране .

    Принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений-несмотря на то, что коррупционные противоправные посягательства относятся к категории высоколатентных деяний, правоохранительным органам в своей деятельности необходимо стремиться к тому, чтобы все участники коррупционных проявлений понесли заслуженное наказание за свои противозаконные действия.

    С этой целью необходимо дальнейшее совершенствование оперативно- розыскной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества.

    Принцип комплексности заключается в том, что:

    • · во-первых, при осуществлении антикоррупционных мероприятий необходимо комплексное использование политических, организационных, информационно - пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
    • · во-вторых, вопросы борьбы с коррупцией затрагивают сферы деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, поэтому реализация антикоррупционных программ в полной мере возможна только при условии консолидации их усилий по решению комплекса проблем противодействия проявлениям коррупции.

    Круг субъектов борьбы с коррупцией достаточно широк, в силу чего их деятельность нуждается в координации. В борьбу с коррупцией наряду с государственными органами вовлечены институты гражданского общества (общественные организации, ассоциации и т.д.), иные юридические и физические лица. Кроме того, субъектами борьбы с коррупцией - физическими лицами наряду с гражданами Российской Федерации могут быть иностранные граждане и лица без гражданства , постоянно проживающие или временно пребывающие на территории нашей страны, либо осуществляющие борьбу с коррупцией в иных государствах.

    Противодействие различным видам коррупции должно осуществляться на планово-программной основе, в которой главный упор должен быть сделан на приоритет мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений в обществе.

    В целях реализации принципа сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами необходимо ; ускорить имплементацию ратифицированных Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в российское законодательство; ускорить присоединение России к Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок; развивать двухстороннее и многостороннее международное сотрудничество во всех областях борьбы с коррупцией; организовать стажировки российских специалистов в странах, в которых успешно реализуются программы противодействия коррупции (по ведомственной принадлежности); создать необходимые условия для правового воспитания и привлечения общественного внимания к коррупционным действиям.

    Реализация принципа научности предполагает создание системы регулярного мониторинга коррупционной ситуации в Российской Федерации, отдельных субъектах страны. Мониторинг должен осуществляться на нормативно-правовой основе, проводиться наиболее компетентными специалистами с целью выявления степени серьезности и опасности проблемы коррупции в обществе и ореола распространения данного явления в различных сферах жизнедеятельности.

    Результаты анализа коррупционной "зараженности" в обществе должны рассматриваться как основание для разработки, корректировки и реализации предупредительно -профилактических программ, планов и мероприятий.

    Принцип своевременности (оперативности) проявляется в следующем: чем быстрее соответствующие структуры среагируют на сигналы о коррупционных фактах в деятельности различных структур, тем адекватнее и эффективнее будут предупредительные меры.

    Соблюдение принципа экономичности (социально-экономической обоснованности) важно в связи с тем, что разработанные к реализации меры борьбы с коррупцией должны принести существенные изменения криминогенной обстановки в указанной сфере, а объемы финансирования должны быть в рамках намеченных целей и задач.

    При реализации указанного принципа необходимо отказаться от рецидивов чрезмерной идеологизации предпринимаемых мер, антикриминального популизма, сиюминутных политикоконъюнктурных подходов к решению задач противодействия коррупционной преступности.

    Антикоррупционная политика должна осуществляться за счет целевого бюджетного финансирования со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. К сожалению, нередко принимаемые такого рода программы, как на федеральном, так и региональном уровне, не выполняются из-за недостаточного их ресурсного обеспечения. Финансирование таких программ обычно не превышает 60-70% денежных средств, необходимых для их реализации. Это не только резко снижает эффективность намечаемых мер, но и компрометирует работников правоохранительных органов, занимающихся противодействием различным формам коррупции.

    Соблюдение принципа равенства всех перед законом и судом играет важную роль в борьбе с коррупцией, так как в практике работы правоохранительных органов нередки случаи так называемого селективного применения законодательства, когда закон для одних работает, а для других нет.

    Гарантией соблюдения этого принципа является антикоррупционная активность самих граждан, общественности; подача обращений в прокуратуру, суды, сообщение информации через СМИ и т. д.

    Реализация принципа эффективности напрямую связана с объективными показателями результативности работы оперативных подразделений ОВД по количеству выявленных фактов коррупции с учетом высокой латентности таких преступлений. Следует учитывать и соотношение выявленных, расследованных и раскрытых коррупционных преступлений по обвинительному приговору суда, что характеризует качественную сторону проведенной работы. В зачет должно идти также количество выявленных коррумпированных должностных лиц, проведение мероприятий по нейтрализации их коррупционной деятельности. Такой показатель может оцениваться по количеству лиц, поставленных на оперативный учет, заведенных дел предварительной оперативной проверки и оперативных дел, завершенных производством.

    Принцип равенства прав участников гражданско-правовых отношений связан, с одной стороны, с защитой государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни, а с другой-недопустимостью установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, занимающих государственные должности, должности государственной, муниципальной или иной службы, совершивших коррупционные правонарушения. Действия по осуществлению антикоррупционной политики должны отвечать требованиям планомерности, последовательности и преемственности проводимых государственно -ведомственных мер с целью их упорядочивания и повышения эффективности деятельности конкретных субъектов.

    Важность соблюдения принципа определения приоритетов заключается в том, что успех проводимых антикоррупционных мер зависит от правильного выбора последовательности действий; обеспечения прозрачности действий субъектов реализации поставленных задач; создания более эффективных механизмов контроля, а также условий для правового воспитания и привлечения общественного внимания к проблеме коррупции в стране.

    Принцип широкого партнерства субъектов формирования и реализации мер антикоррупционной политики заключается в создания широкого общественного антикоррупционного союза между правительством, неправительственными организациями, гражданами и сферой частного предпринимательства. Такой тип кооперации является абсолютно необходимым из-за общенационального масштаба начатой борьбы. Успех этой борьбы зависит от создания среды, в которой коррупция воспринималась бы в общественном сознании как серьёзное уголовное преступление.

    Таким образом, сложившаяся криминологическая ситуация предопределяет необходимость выработки эффективной государственной программы противодействия коррупции, разработки действенной нормативно- правовой базы, основу которой должны составить соответствующие принципы, закрепленные на уровне основ конституционного строя современной России и реализованные в практической деятельности различных субъектов.

    Просмотров