Спп с придаточными обстоятельствами. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему Составить сложноподчиненное предложение с придаточным условия

План – конспект урока № 29 по русскому языку

СПП с придаточным условия

Дата ____ / ____

____ / ____

Класс ____ «____»

____ «____»

Цель: показать особенности СПП с придаточными условными;

Вводный урок

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок повторения полученных знаний

Интегрированный урок

Урок закрепления и развития ЗУН

Бинарный урок

Комбинированный урок

Урок формирования и закрепления ЗУН

+

Урок проверки и оценки ЗУН

Тип

урока

Задачи:


таблицы

сборник упражнений

иллюстрации, портреты писателей, ученых

стикеры

схемы

раздаточный материал

сборник дидактических материалов

ТСО

+

учебник

+

карточки с заданиями

маркеры, листы А-4, А-3, ватман

тесты

Оборудование урока и дидактический материал :

Ожидаемые результаты обучения:

ученики смогут

Ученики смогут распознавать придаточные условные, отличать их от других видов.

Новые понятия:

Ход урока

Содержание урока

Активные формы,

используемые на уроке /

Используемые техники

и стратегии

Оценивание

I. Побуждение

Организационный этап // Положительный настрой //

Здравствуйте, ребята! Добрый день! Я рада видеть каждого из вас! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем.Желаю вам успехов

Деление класса на группы. (с помощью стикеров // Правила работы в группе)

Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

II. Реализация

Повторение материала, изученного на прошлом уроке

Проверка домашнего задания

Вопросы на закрепление теории: в это время 1уч-ся работает возле доски, 1-2 с индив. карт.

Какие предложения называются сложноподчинёнными?

Какие группы сложноподчинённых предложений вы знаете?

(Определительные, местоимённо-определительные, изъяснительные, обстоятельственные.)

К чему прикрепляются придаточные определительные? Какое место по отношению к главному занимают?

(К существительному в главном предложении. Стоят после определяемого слова.)

Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное?

(Дополнению)

На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

(Вопросы косвенных падежей)

Назовите виды придаточных обстоятельственных.

(Образ действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.)

На какие вопросы отвечают придаточные времени?

(Когда? с каких пор? До каких пор?)

На какие вопросы отвечают придаточные степени?

(Как? В какой степени? Насколько?)

К чему прикрепляются придаточные образа действия и какое место по отношению к главному занимают?

(К сочетанию с указательным словом; после главного.)

4.Актуализация знаний

Ребята, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

Сформулируем цели сегодняшнего урока

Знать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными условными

научиться распознавать придаточные условные в СПП

находить главную и придаточную часть в СПП и определять вид придаточного.

уметь расставлять знаки препинания и составлять схемы предложений данного типа.

Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии?

2. Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами : если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др.

В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если..., то; если..., так; раз..., так; как,... так и др.

В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так ) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением:

Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться (Даль).

3. Место в предложении: придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением.

Например:

[При каком условии?] Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).

( если – союз), .

5. Подача нового материала

На доске записаны предложения.

Задание: расставить знаки препинания, определить вид придаточного, составить схемы

1)И боль (какая?), что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает…

(Определительное, [ сущ. ], (что…).)

2)Кто сам на себя много берёт, (какой? кто именно?) тот и от других вправе ждать многого.

(Местоимённо-определит.; (Кто…), [тот… ].)

3)И нет величия там (где?),где нет простоты, добра и правды.

(Обстоят-ое, значение места, […там], (где…).)

4)И вот прошло пять веков (с каких пор?), как умер художник, а творения его живы.

(Обстоят-ое, значение времени; , как (), а . ; сочинительная связь между 2 и 3 предлож.)

5. Закрепление

[Не ищи правды в других], (когда в тебе её нет) (Посл.).

[И мелкий дождь, (коль долго он идёт), вызывает наводнение] (Посл.).

(Раз вы молчите), [я скажу за вас] (К. Паустовский). .

[При каком условии?] Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин).

(коли – союз), .

, (когда – союз).

[При каком условии?] Как душа черна, так и мылом не смоешь (пословица).

(как – союз), [так и ].

Если сильно захотеть, можно в космос улететь.

Если дед уходил из дома, бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца.

Если придаточное условное стоит перед главным, то в последнем может быть союз то, например:

Если растение не поливать, то оно засохнет.

Лицо его казалось бы совсем молодым, если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щеки и шею (И. Ильф и Е. Петров).

А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят! (К. Паустовский)

Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек. (А. Пушкин)

(Если хочешь быть здоров), [занимайся спортом].

(Если долго кипятить воду), то [вода испаряется].

Рефлексия

Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

Что вам было интересно?

Условные придаточные содержат указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чём говорится в главной части.

Придаточные условные присоединяются к главной части предложения только посредством союзов «если», «ежели», «коли» («коль»), «как», «как скоро», «раз», «когда», «кабы», «буде», «ли... ли».

Однако отношение обусловленности может быть передано и без специальных союзов, при помощи лексико-морфологических средств (с формой повелительного наклонения):

Явись теперь на Руси поэт, который был бы неизмеримо выше Пушкина, его появление уже не могло бы наделать столько шума (Бел.).

Такие предложения особенно распространены в разговорной речи.

Отношения обусловленности могут подчеркиваться сочетанием «в том случае»:

Он имеет шанс спастись даже в том случае , если эти трое поднимут запоздалую тревогу (Казак.).

Условные придаточные по отношению к главной части могут занимать любое положение, хотя более характерна препозиция придаточной, так как при таком расположении частей более чётко передаются условно-следственные отношения. Препозиция придаточной части становится единственно возможной, если в главной имеются слова-скрепы:

Между тем если бы вы на самом деле стрелялись, то тут было бы нечто героическое, сильное (Купр.);

Если вы согласны, то я сейчас же соединюсь с нашими дорогими сотрудниками (Купр.).

Сложные предложения с придаточными условными имеют две разновидности:

1) предложения с реальным условием (реально-условные);

2) предложения с желаемым, возможным или предполагаемым (гипотетически - условные) условием.

В предложениях первой группы (с реальным условием) придаточные присоединяются при помощи союзов «если», «ежели», «коли» («коль»), «как скоро», «как», «раз», «буде», «когда», «ли... ли».

Союзы «если», «ежели», «коли», «буде» обычно передают отношение обусловленности в неосложнённом виде.

Наиболее употребителен союз «если», стилистически нейтральный:

Не жалко сил, если они дают такие результаты (Н. Остр.).

Союз «ежели» имеет архаический и одновременно просторечный оттенок:

Ежели мы добились одного, добьемся и другого (Фад.).

Союз «коли» («коль») - разговорный:

Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек (П.).

Союз «буде» имеет архаическую окраску. Он подчеркивает возможность осуществления условия в будущем:

Буде спросит кто о чём - молчи, коли жив быть хочешь! (М. Г.)

При обозначении нескольких условий может использоваться повторяющийся союз «ли»:

Горит ли африканский день, свежеет ли ночная тень, всечасно роскошь и искусство ей тешат дремлющие чувства (П.).

Предложения с союзами «когда», «как», имеющими разговорный оттенок, и «как скоро», «коль скоро» (арх.) обычно осложняются временными отношениями:


Как голова пуста, так голове ума не придадут места (Кр.);

Ведь Молчалин глуп, когда дело идет о чести, благородстве, науке, поэзии и подобных высоких предметах, но он умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах (Бел.).

Союз «раз», характерный для разговорной речи, обычно указывает на осуществившееся условие и вывод, вытекающий из него. Сложные предложения с союзом раз осложняются причинными, отношениями:

Раз выбор зависит от меня, значит я участвую в развитии событий своей свободной волей (Фад.);

Раз приехали, пусть уж нас Москва судит (Б. Пол.).

Причинный оттенок может выступать и при других союзах («если», «ежели», «коли») и обычно подчеркивается частицей «уж»:

Ежели уж вы приглашаете, то я останусь (Кор.).

При наличии частиц «и», «даже», «же» в придаточных с теми же союзами появляется уступительный оттенок значения:

Все постороннее, все прошлое исчезло из памяти, а если и появлялось в ней временами, то в виде бесформенных обрывков (Казак.).

В предложениях второй группы (с желаемым, возможным или предполагаемым условием) придаточные присоединяются при помощи союзов «если», «ежели», «когда», «коли» в сочетании с частицей «бы» (при сослагательном наклонении глаголов), а также посредством специального союза «кабы».

С прибавлением частицы «бы» стилистическая окраска союзов не меняется (см. группу предложений с придаточными частями со значением реального условия):

Если б нас теперь пустили в поле, мы в траву попадали бы спать (Н.).

Союз «кабы» имеет фольклорный характер:

Кабы я была царица,- третья молвила сестрица,- я б для батюшки-царя родила богатыря (П.).

Предложения данной группы с союзом «когда», в отличие от предложений с указанием на реальное условие, имеют только условное значение, не осложненное временным отношением:

Когда на то моя была бы власть, я, зная медведей по роду, не допускал бы их до меду! (Михалк.).


Придаточные условные содержат указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части предложения, и отвечают на вопрос «при каком условии?».
Придаточные условные присоединяются к главной части предложения посредством союзов если, когда, ежели, коли (коль), как, как скоро, раз, кабы, буде, ли... ли и др.: Впрочем, если они и впрямь поссорились, то и это объяснимо (А. Чаковский); Когда ясна цель, когда мы организованны и единодушны, для нас нет невыполнимых задач (В. Ажа- ев); ...Она будет в своем праве, ежели откажет ему (JI. Толстой); Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург (А. Пушкин); Конечно, и он желал победы в Петропавловске, раз туда отправлены войска (Н. Задорнов); Кабы туда орудие поворотить да картечью дунуть, так затих бы небось (JI. Толстой).
Придаточные условные по отношению к главной части могут занимать любое положение, так как обычно относятся ко всей главной части: Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек (А. Пушкин); Горит ли африканский день, свежеет ли ночная тень, всечасно роскошь и искусства ей тешат дремлющие чувства (А. Пушкин); Даже специалисты забывают язык, если не тренируются (В. Поволяев); Ведь Молчалин глуп, когда дело идет о чести, благородстве, науке, поэзии и подобных, высоких предметах; но он умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах (В. Белинский); Как зарубил себе что в голову, то уж его не пересилишь (Н. Гоголь).
В этих примерах условие представляется как реально возможное. Если же условие представляется невозможным, то сказуемое в обеих частях сложноподчиненного предложения выражается формой сослагательного наклонения (в придаточном предложении к союзному слову добавляется частица бы): Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы (В. Астафьев); Если бы он был рыбой, то плавал бы, конечно, только в океане, никогда не заплывая во внутренние моря, а особенно - в пресные воды рек (М. Горький).
Однако выражение условно-следственных отношений может быть передано и без специальных союзов - формой повелительного или сослагательного наклонения: Явись теперь на Руси поэт, который был бы неизмеримо выше Пушкина, его появление уже не могло бы наделать столько шума (В. Белинский); Не были бы живы - ваш покорный слуга не имел бы удовольствия вас здесь видеть... (И. Тургенев). Такие предложения особенно распространены в разговорной речи.
Для усиления выражения обусловленности употребляются сочетания в том случае если, в случае если, на случай если (обычно они расчленяются); Он имеет шанс спастись даже в том случае, если эти трое поднимут запоздалую тревогу (Э. Казакевич); В случае, если за вами кто-нибудь прилипнет, то пускай видит, куда вы пошли (В. Катаев).

Еще по теме СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ УСЛОВНЫМИ:

  1. 2.3.4 Простые, сложносочиненные н сложноподчиненные предложения и периоды
  2. 342. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной
  3. 347. Сложноподчиненные предложения с сопоставительными отношениями между частями
  4. § 67. Грамматическое значение и строение сложного предложения. Структурно-семантическая модель сложного предложения.
  5. § 82. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

В русском языке предложения разделяются на простые и сложные. Их отличие состоит в том, что простые имеют одну грамматическую основу, в сложных их может быть две и более. В синтаксических конструкциях, состоящих из нескольких частей, может быть использован один из трех видов связи: сочинительная, бессоюзная или подчинительная. Сложноподчиненные предложения с (9 класс) - самая обширная тема из-за количества значений зависимой части от главной.

Понятие сложноподчиненного предложения

Синтаксическая конструкция, в которой одна часть находится в зависимости от другой, называется сложноподчиненной. В ней всегда есть главная (от которой ставится вопрос) и придаточная часть. Предложения, входящие в состав подобной структуры, соединяются или например:

  1. Мальчик понял (что?), что его обман раскрыли (главная часть - мальчик понял, к которой придаточная присоединена с помощью подчинительного союза «что»).
  2. Чем быть вторым в Риме, лучше быть первым в провинции (при каком условии?) (главное предложение - лучше быть первым в провинции - соединено с зависимым союзом «чем»).
  3. С севера подул ветер (какой?), который заставил всех застегнуть куртки (главное предложение - с севера подул ветер - соединено с придаточным союзным словом «который»).

В зависимости от того, с помощью чего соединяются части сложноподчиненного предложения, они делятся на 4 типа:

  • с с помощью союзов чтобы, что, как, ли (Мне было слышно, как скрипнула калитка );
  • с определительными придаточными, присоединяемые союзными словами какой, который, чей, что, где и другие (Я купил машину, о которой давно мечтал );
  • с присоединительным придаточным с использованием союзных слов зачем, отчего, почему и что (По вечерам мама купала сына, после чего обязательно читала ему сказку );
  • Мы поднялись на смотровую площадку, откуда город был максимально виден ).

Последний тип синтаксических конструкций делятся на виды по своему значению.

Виды придаточных обстоятельственных

В сложноподчиненных предложениях зависимая часть, отвечающая на вопросы, свойственные обстоятельствам, так и называется. Ниже представлены обстоятельственными. Таблица передает кратко все их виды:

времени

как только занавес поднялся, заиграл оркестр (когда?)

места

они пришли домой, где их уже ждал горячий ужин и согревающий грог (куда?)

причины

дети засмеялись (по какой причине?), потому что собака встала на задние лапы и завиляла куцым хвостом

условия

в случае если окажитесь неподалеку, просим заехать к нам (при каком условии?)

цели

я зашел в магазин (с какой целью?), чтобы купить к ужину хлеба

уступки

он смолчал (вопреки чему?), не смотря на то, что обида на друга была сильной

сравнения

за окном что-то громыхнуло (как что?), будто далекая гроза

образа действия

мы все сделали так (каким образом?), как было указано в записке

меры и степени

девочка была настолько застенчивой (в какой степени?), что никогда бы не заговорила с незнакомцем первой

следствия

за лето Егор подрос, так что теперь занимал второе место в строю (в следствии чего?)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными соединяются союзами и союзными словами, в зависимости от значения, которое они определяют.

Придаточные образа и степени действия

Данный вид сложноподчиненных предложений в зависимой его части дает пояснение того, каким образом совершено действие или указывает степень качества признака предмета, о котором ведется речь в главной.

В подобных синтаксических конструкциях к подчинительному предложению ставятся вопросы: «каким образом?», «как?», «насколько?», «в какой степени?» и другие. Зависимая часть соотносится:


Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным образа действия всегда строится так, что главная часть стоит перед зависимой. Если поменять их местами, то образуется другое значение. Например:

  1. Снег был таким ярким (в какой степени?), что глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице.
  2. Глаза начинали слезиться спустя несколько минут нахождения на улице (по какой причине?), потому что снег был таким ярким.

Придаточное времени

Когда зависимая часть в указывает на то, когда совершалось событие, то это сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным времени. При этом зависимая часть относится не к отдельному понятию, а ко всей главной, и дает ответы на вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?», «с каких пор?»

Они соединяются с помощью временных союзов «когда», «как только», «едва», «пока», «до тех пор пока», «с тех пор как» и другими. При этом в основном предложении могут находиться слова, имеющие значение времени, например «тогда», «после того», «до тех пор» и др. Например, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными из литературы:

  1. В тот день (когда именно?), когда я принял это решение, в баре Критерион кто-то ударил меня по плечу (А. Конан Дойл).
  2. А теперь немного посидите здесь (как долго?), пока я сбегаю перекусить (Ж. Сименон).

В подобных синтаксических конструкциях могут употребляться сложные союзы, которые разделяются запятой на две части. При этом одна из них находится в главном предложении в качестве указательного слова, а вторая - в придаточном в виде союза (Уже минуло 30 лет с тех пор, как он покинул родной город ).

В том случае, если указательное слово отсутствует, зависимая часть может находиться как до, так и после главной, но в двух случаях она фиксируется:

  1. Если сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными используют союзы «как», «как вдруг», то они находятся после главного (Обед уже шел к концу, как вдруг приехал еще один гость ).
  2. Если используются двойные союзы, такие, как «когда… тогда», «лишь только… как», «когда…. то». В данном случае придаточное находится перед главной частью, а второй фрагмент двойного союза при этом может быть опущена (Когда выпадет первый снег, то стая двинется на юг ).

В остальных случаях место придаточного может меняться, не влияя на смысл предложения.

Придаточные места

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже) может указывать на место действия или его направление. Оно отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и относится к конкретному слову в главной части, которое может быть выражено наречием (там, туда, оттуда, всюду, везде и другими).

  1. Всюду (где именно?), куда ни кинь взгляд, была вода.
  2. Я родом оттуда (откуда?), где никогда не знали бедности.

Связывают сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным места союзные слова «куда?», «где?», «откуда?» Зависимая часть в подобных синтаксических конструкциях стоит после определяемого слова.

Придаточное условия

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия дают ответ на вопросы «при каком условии?», «в каком случае?» Подобные синтаксические конструкции обозначают условия, при которых совершаются действия, названные в главной части. В них зависимое предложение может относиться как к главной части, так и к отдельному сказуемому, и присоединяться с помощью союзов «если», «как» (в определении «если»), «коли», «коль» и «когда» (в роли «если»).

Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным (примеры ниже это подтверждают) условия могут находиться, как до главного, так и после него:

  1. Коль ты так хочешь, быть по сему (на каком условии?).
  2. Можно получить шанс выиграть в лотерею (в каком случае?), если покупать билеты регулярно.
  3. Если покупать билеты регулярно, можно выиграть в лотерею (от перестановки содержание предложения не изменилось).

Часто подобные синтаксические конструкции используют союзы, состоящие из двух частей: «если…то», «если…. так», «если…. тогда» (Если завтра будет дождь, то мы не пойдем за грибами ).

Придаточное цели

Цели указывают на то, с какой целью совершается действие, указанное в основной его части. Они дают ответы на вопросы «зачем?», «с какой целью?», «для чего?»

Части подобной синтаксической конструкции присоединяются союзами «чтобы», «для того чтобы», «с тем чтобы», «лишь бы», «затем чтобы» и другими, например:

  1. Чтобы дойти быстрее, он ускорил шаги (с какой целью?).
  2. Для того чтобы быть полезным людям, нужно много работать над собой (для чего?).
  3. Я сказал это для того (зачем?), чтобы позлить отца.

Сложные союзы могут быть разделены, тогда между ними стоит запятая. Одна часть остается в главном предложении, а союз «чтобы» - в зависимом.

Придаточное причины

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными причины указывают на основание того, о чем говорится в главной части. Зависимое предложение полностью относится к главному и отвечает на вопросы «по какой причине?», «почему?», «отчего?» и присоединяется союзами «потому что», «благо», «так как», «ибо», «оттого что» и другими, например:

  1. Благодаря тому, что мы сплотились, соперники не смогли победить нас (по какой причине?).
  2. Она была печальна (отчего?), оттого что осень принесла дожди и холод.
  3. Мы решили сделать привал (почему?), потому что шли шесть часов подряд.

Придаточное предложение в подобных синтаксических конструкциях обычно стоит после главного.

Придаточное следствия

В сложноподчиненных предложениях с подобными придаточными указывается на вывод, который сделан по содержанию основной части. Оно отвечает на вопрос «что случилось из-за этого?» Зависимый фрагмент присоединяется к главному союзом «так что» и всегда идет после него, например:

  1. Жара усилилась (что произошло из-за этого?), так что пришлось искать укрытия.
  2. Девочка заплакала (что произошло из-за этого?), так что пришлось уступить ее просьбе.

Не следует путать этот вид конструкций с придаточными степени и меры, в которых используют наречие «так» и союз «что» (За лето он так загорел, что его волосы казались белыми ).

Придаточное уступки

Сложноподчиненные предложения с этими придаточными дают объяснения событиям, которые произошли вопреки тому, о чем шла речь в основной части.

Они отвечают на вопросы «несмотря на что?», «вопреки чему?» и присоединяются к основной части:

  • союзами «хотя», «хоть… но», «не смотря на то что», «пусть», «пускай» (На улице были большие лужи, хотя дождь шел вчера );
  • союзными словами с частицей «ни» - «как ни», «сколько ни» «чтобы ни» (Сколько ни мастерил дед кресло - качалку, оно у него выходило кривобоким) .

Таким образом, придаточные уступки указывают, почему действие не сработало.

Просмотров