Богиня Морена — славянская Богиня Зимы и Смерти. Символ Мары

, Морена , Морана) в славянской мифологии – богиня смерти и зимы. Имя её происходит от корня «мор», обозначающего смерть; в нашем языке существует немало слов, родственных имени этого грозного божества: морок (мрак), замерек (первозимье), замороки (начальные морозы), наконец, мор (эпидемия) и мара (злой дух, призрак).Некоторые исследователи народной Традиции видят Марену в знакомой каждому из нас с детства русских волшебных сказок – вспомните её мрачное обиталище, окружённое насаженными на колья человеческими черепами… Впрочем, с этим же персонажем связывают и Макошь – богиню судьбы, урожая, женской волшбы и рукоделия… о ней мы расскажем в другой раз.

Смерть в народных представлениях может принимать разные обличья. Иногда она – чудовище, соединяющее в себе человеческие и звериные черты – такое описание Смерти мы находим, к примеру, в стихе об Анике-воине:
«Едет Аника через поле,
Навстречу Анике едет чудо:
Голова у него человеческа,
Волосы у чуда до пояса,
Тулово у чуда звериное,
А ноги у чуда лошадиные»

Часто богиня Смерти изображается в виде скелета с оскаленными зубами или старухи – этот образ весьма распространён и в наши дни: кто из нас не знает, кто такая «старуха с косой»? Кстати о косе – кроме этого орудия, Марена представлялась нашим предкам вооружённой серпом, пилой, заступом и трезубцем. А.Н. Афанасьев, выдающийся русский учёный позапрошлого века пишет по этому поводу: «Такая обстановка прямо вытекла из метафорических выражений древнейшего языка, который сравнивал губительную силу смерти с понятиями, самыми близкими и доступными земледельцу и плотнику: Смерть косит и загребает человеческие жизни, как коса и грабли полевую траву; жнёт род человеческий, как серп колосья («яко незрелую пшеницу»); она как бы вынимает незримую пилу и, потирая ею по костям и становым жилам, расслабляет человека - и он падает, словно подпиленное дерево; наконец Смерть, работая заступом, роет людям свежие могилы». Даже о войне наши пращуры рассказывали языком крестьянского труда – в «Слове о полку Игореве» говорится:

«На Немизе снопы стелютъ головами,
молотятъ чепи харалужными,
на тоце животъ кладутъ,
веютъ душу отъ тела».

Известен и ещё один образ Смерти: иногда Марена приходит в обличье невесты. Классический пример такого восприятия – «Чёрный ворон», народная песня об умирающем воине:

«Ты скажи моей любезной
Я женился на другой
Калена стрела венчала
Среди битвы роковой»

Смерть – сила, враждебная людям, но наши предки не считали её неким «абсолютным злом». Каким был бы мир, если бы не уходило отжившее свой срок? Смерть и Жизнь, Зима и Лето, Тьма и Свет – части единого целого, имя которому – Вселенная… В одной народной сказке хитрый солдат посадил Смерть в торбу и повесил её на верхушку высокой осины. «С этой самой поры перестал народ помирать: рождаться - рождается, а не помирает! Много лет прошло, солдат все торбы не снимает. Случилось раз зайти ему в город; идет, а навстречу ему древняя старушонка: в которую сторону подует ветер, в ту и валится. «Вишь, какая старуха! - сказал солдат, - чай, давно уж умирать пора!» - Да, батюшка! - отвечает старуха, - мне давно помереть пора; еще в то время, как посадил ты Смерть в торбу, оставалось всего житья моего на белом свете только единый час. Я бы и рада на покой, да без Смерти земля не примает, и тебе, служивый, за это от Бога непрощёный грех! ведь не одна душа на свете так же мучится!»
Отношение к смерти в старину было совершенно иным. У наших пращуров не было панического страха перед ней, столь характерного для современных людей, воспитанных в духе «научного атеизма» – ведь для них смерть была не концом существования, а переходом в Иной Мир. И.С. Тургенев писал в своих «Записках охотника»: «Удивительно умирает русский мужик! Состоянье его перед кончиной нельзя назвать ни равнодушьем, ни тупостью; он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто». До сих пор можно найти на русских кладбищах надгробные камни, на которых указано, что умерший знал (!!!) срок собственной смерти, сам сделал камень и простился перед уходом с родными и близкими… Как же мы далеки от такого видения Мира…

Сегодня эзотерические интернет-магазины наперебой предлагают всевозможные товары, ориентированные в первую очередь на защитные обереги, амулеты, талисманы. Некоторое время назад пользовательский спрос качнулся в сторону темы славянской атрибутики. Почему? Догадаться несложно, люди начали проявлять интерес к практически забытой культуре предков в целом и как неотъемлемой составляющей – их вере.

К огромному сожалению, современники не знают почти ничего об истинном прошлом. Потому зачастую возникают казусные моменты, касающиеся славянского пантеона богов. Кто они такие, откуда взялись, как выглядели, чем занимались. Некоторых из них вообще путают между собой, а то и вовсе сливают в единый образ, как случилось это с богинями Марой и Макошью. Поэтому прежде чем приобретать амулет Мары стоит понять суть богини.

Если кто-то когда слышал о Маре как о богине смерти, холода и ночи то, безусловно, при упоминании о ней тут же рисует в своем воображении мрачный портрет. Вследствие чего у человека происходит отторжение ее восприятия, а тем более поклонения ее сущности из-за боязни навлечь на себя беды. Однако не все так плохо, скорее напротив.

Проводя аналогию света и тьмы, жизни или смерти на ум приходит простой вывод: одно без другого существовать не может. Человек рождается или умирает, где до границы первого его сопровождает Мара, на рубеже второго принимает отошедшую душу та же богиня. Но с другой стороны разве плохо после долгого тяжкого дня обрести покой, смежив веки – уснуть, а утром проснуться бодрым, свежим?

Мара охраняет покой, душевное равновесие человека. Несет извечную стражу у черты Нави и Яви, не допуская излишней суеты. Пусть даже ее нелегкий труд сопряжен с таинством смерти, холода, мрака, все же будет неверно причислять Мару к зловредной опасной особе.

Призвание богини

Появление на свет этой богини очень противоречивы. В одних источниках она упоминается как дочь светлого Сварога, породившего все сущее, а значит Мара стоит на высшей ступени пантеона славянских богов, являясь первородным божеством. По другим версиям считается, что создала ее Макошь, передав часть своих функциональных обязанностей. Недаром обе обожают прясть из нитей жизней смертных людей. У обеих в подчинении Доля, да Недоля, исполняющих их поручения. Мать Сыра Земля – это утверждение верно для них обеих. Аналогий много, но сущности их отличаются.

Мара способствует появлению человека на свет в Яви, встречает за порогом смерти в Нави. Помимо того она отвечает за смену времени года, человеческие чувства, считается хранительницей очага, покровительницей рожениц, да и женщин вообще.

Наиболее смелые прогрессивные ученые, исходя из личных и опосредованных научных исследований, допускают весьма высокую вероятность того, что дева Мария является преемницей языческой богини Мары. Они проводят аналогию не только из однокоренного имени, но и по другим, весьма уважительным причинам, отмахнуться от которых невозможно.

Помимо славянских племен это божество почиталось другими народами, в частности, латышами, скандинавами.

Характеристика символа

Амулеты Мары с изображением волнообразной линии символизирует подчинение ей стихии воды, способствующей перерождению человека, приходящего в мир живых или уходящего из него через воду. У практикующих магов значение данного символа считается одним из самых мощных, востребованных, поскольку он способен создавать мост между двумя мирами – Явью и Навью.

Защитные свойства оберега

Амулеты Мары выглядят просто, но своеобразно. Основа – крест, притом каждая из четырех вершин украшена крестиком в миниатюре. Архаичное предназначение знака подчеркивало равные стороны Света с четырьмя равнозначными элементами, стихиями и т д.

В понимании славян, таким образом, представлялся существующий мир – уравновешенный, устойчивый. Перекос хотя бы одной из вершин мог навлечь страшные несчастья. А поскольку богиня Мара покровительница покоя, то основное ее предназначение – равновесие.

Амулеты Мары оберегают обладателя от быстрой растраты жизненных сил, уравновешивая негативные стороны его характера при любых возникающих жизненных ситуациях.

Мара - это богиня славянского пантеона символизирует смерть и зимнюю стужу. Образ Мораны не однозначен. Она стоит на страже миров Яви и Нави, встречает души умерших на калиновом мосту у реки смородины.

Богиня Мара у славян строга и принципиальна, она не прощает измены, обратившийся к ней за помощью и не сдержавший своё слово будет наказан.

Богиня смерти и зимней стужи также является покровительницей магии и волшебства.

Мара у славян

Славянская богиня Мара (Морена, подательница смерти) принадлежит к первому поколению богов. По одной версии она является сестрой и Лели (Живы) и создана из искр образовавшихся от удара молота по священному камню алатырь.

Все 3 имели равную мощь и дополняли друг друга, управляя разными сторонами бытия.

По второй версии Мара - это дочь кащея, властвовавшего в темном царстве. Не смотря на отсутствие уверенности в ее происхождении одно остается не измено – богиня смерти прекрасна. Ее красота холодна и чиста.

По легендам дошедшим до наших дней, Мара является покровительницей колдовства и магии. Она является в конце жизни во время предначертанное судьбой и забирает в свое царство.

Также славянская богиня помогает перейти младенцам с мира Нави в мир Яви. Совместно с Правдой является образом справедливого правосудия.

В славянской мифологии есть упоминание о том что богиня смерти собирала души павших на поле боя.

В разных источниках (разных народов) Мару описывают как Богиню смерти. Часть источников связывают ее со злом и безысходностью. Часть говорит о великом предначертании « без смерти не будет новой жизни». Неоспорим и тот факт, что Мара находится над понятиями добра и зла и выполняет работу, доставшуюся ей от сотворения котрую определил Сварог.

В славянской мифологии у Мары было много детей, каждый из которого имел свою сферу влияния: голод, разруху, мор (морок), болезни, смерть.

Образ Мораны

Описание и изображение Мары имеют свои особенности. Богиня смерти у славян - прекрасна. Ее изображали в виде молодой девушки с белой кожей в нарядных белоснежных одеяниях с ярко черными длинными волосами свободно развевающимися по плечам - это образ молодой богини в начале зимы.

Богиня Мара через сны предупреждает человека о будущем, однако не каждый может увидеть в них суть.

Изображение в виде старухи в износившейся одежде и с косой на плече, также соответствует Маре, но символизирует окончание зимы.

Сила Морены

Богини смерти подвластно движение времени, не только в рамках одного индивида, но и в глобальных масштабах. Забрать жизнь может как у смертных, так и у бессмертных существ, также в ее власти даровать новую жить.

Перед смертью люди часто получают предупреждение о ее приближении. В приданиях славян освещен такой аспект. Встретить своего двойника или женщину с длинными черными волосами считалось признаком скорого конца. Посылая такие знаки богиня смерти давала время подготовиться к переходу в загробный мир.

Богиня Мара - властвует во всех трех мирах (Яви, Прави и Нави). В ее власти как забрать жизнь, так и подарить. Богиня смерти также может даровать бессмертие.

Мара прядет нить судьбы из живых сущностей,в конце обрезает серпом, что означает смерть

Кроме власти над продолжительностью жизни Морена обладала колоссальной магической силой и часто практиковала ее как в мире Яви, так и Нави совместно со своей подругой Ягой.

Одним из проявления ее силы считаются сновидения, через которые люди получают предупреждения и советы. Другой вопрос в том, что не каждый умеет правильно толковать увиденное.

Атрибуты Мары

Все атрибуты взаимосвязаны с понятием смерти:

  • черная луна;
  • ворон которой помимо вестником беды тесно связан и с магическим миром;
  • серп с помощью которого она прекращает земное существование существа, перерезав нить судьбы;
  • черный лебедь;
  • грифон.

Атрибутами богини смерти также являются: коза, м ожжевельник, сосна и ель.

Мара-Морана является богиней смерти в реальном мире, также ее почитали как хранительницу вечной молодости в загробном.

Оберег Мары и значение ее символов

Зигзаг (волны) Мары – главный символ богини смерти.

Мара хранит равновесие в мире совместно с Чернобогом. Несмотря на фатальность ее предназначения для каждого ныне живущего, нельзя назвать ее злом.

Главный с имвол - это волны, символизирующие стылую воду. Символ символизирует «мост» между мирами: настоящим и загробным, что делает оберег востребованным для людей занятых в сфере магии.

Оберег обладает большой силой, однако людям не готовым к соприкосновению с царством мертвых н е подходит.

Символ Богини Мары

Еще одним символом богини является знак Мара-Вий, изображенный в виде 2 треугольников направленных вершинами друг к другу. Это символ зимы вобравший в себя всю суть фатальности бытия говорит о неизбежности конца каждой жизни.

Защитные свойства Амулета Мары

А мулет Мары представляет изображение креста с равными сторонами. Каждая вершина креста амулета Мары украшена мини-крестом.

Оберег – крест Мары, защитный символ помогающий обрести гармонию

Основное значение амулета Мары - сохранение равновесия. Такой оберег помогает сохранить жизненные силы обладателя от быстрой растраты. Также амулет Мары обладает свойством сглаживать гипертрофированные черты характера, что соответствует канонам сохранения равновесия.

Праздник в честь Мары

В литература у Мары в руках чаша, испив из которой человек получает смерть

День славянской богини загробного мира был в день весеннего равноденствия (20 марта). В ее честь приносили дары в виде различных цветов, ягоды и плодов. Кровавые жертвы преподносились в период эпидемии. Для этого у алтаря богини пускали кровь животных. Человеческие жертвы в славянской культуре не приносились.

Это интересно. В отличие от других божеств пантеона идол Мары (изготовленный из дерева или соломы) устанавливался прям перед подношением. Обносили камнями, очерчивая круг и перед кумиром клали деревянную доску, на которую и возлагались дары предначертанные богини. После праздника (или подношения) алтарь разбирался, а кумира сжигали, в редких случаях топили.

Сжигание чучела зимы на масленицу это отражение древнего обычая чествования богини зимы и смерти обозначенного днем Марены. Празднование масленицы также происходит в конце марта и является символом прихода весны.

(Мара, Марена, Моржана, Морана) – славянская Богиня Зимы и Смерти. С именем Морены созвучны многие страшные слова «мор», «морок», «мрак» и даже «смерть». Богиню Морену побаивались, однако, уважали. Особенно на Севере, где сильна власть долгой зимы, помнили о важности обращений к Богине Морене.

Упоминания имени Морены встречаем в текстах северных заговоров. Уговоры, обращенные к Богине Смерти, чаще всего читают для доброго дела, например, исцеления от хворей. Считают, что именно Богиня Зимы способна прогнать болезни, приходящие вместе с холодами. А в текстах старинных писем встречаются даже обращения к Богине Морене для закрепления обещания. Тогда пишут, что Морена будет свидетельницей тому, кто взялся выполнить зарок:

Приветствие от Петра к Демше. Дай Микуле Кишке гривен шесть, взявши у Марены. Приведя его сам, дай в присутствии Марены. А если попросит Ярко, то тому не давай. Приветствую тебя. Сделай же милость, исполни сам.

Праздники, где чествуют Морену, Богиню славян

Последний раз вспоминают Морену-Зиму на Весеннее Равноденствие 20-22 марта , в этот день к людям приходит Лёля, Богиня Весны, а Морена-Зима окончательно покидает мир Яви.

Мара – богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь.

Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом подобно греческим Мойрам использует для рукоделия нити судьбы живых , подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.

Мара рассылает по всему свету своих посланниц, которые являются людям в облике женщины с длинными черными волосами или в облике двойников людей, которым предназначено предостережение, и предвещают о скорой смерти.

В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку.

Почитали Мару 15 февраля, а в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.

Способности

Мара способна прекращать течение времени, как в глобальных масштабах, так и локально. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь даже у бессмертных , в том числе и у богов. С другой стороны она так же способна даровать жизнь и бессмертие. Как и большинство богов Мара — превосходная волшебница, способная полностью изменить окружающий мир, но лишь на время.

Сфера влияния

Большую часть времени Мара обитает в Нави, но, в отличие от , она не является пленницей этого мира, и может свободно пересекать границу – реку Смородину, хотя чаще предпочитает отправлять своих посланниц. Влияние Мары распространяется на все три мира, но особенно богиня сильна именно в Нави.

Просмотров