Девятая пятница по пасхе девятая после пасхи пятница. Родник «Девятая Пятница», святой источник великомученицы Параскевы Пятницы у села Богородское Когда не совершается браковенчание

Светлая Седмица – неделя после Пасхи. Верующие продолжают радоваться великому чуду воскрешения Спасителя, победе жизни над смертью, чествуют Христа, усердно молятся. И такие молитвы, произнесенные в дни Светлой Седмицы особенно сильны. Что можно делать и нельзя в это время, мы постараемся рассказать в нашей публикации. Не оставим без внимания и народные обычаи, приметы, обряды по дням.

Празднование Светлой Седмицы – недели после Пасхи (Красной недели, Великой, Великоденьской )

В это радостное для всех православных время в храмах служат праздничные литургии и совершают крестные ходы каждый день. Начинает действовать разрешение на скоромную еду. Запрещаются венчания и заупокойные службы. Именно на Светлой Седмице умершие появляются перед райскими воротами, где Всевышний дарует им отпущение грехов.

В неделю после Пасхи молящиеся просят воскресшего Спасителя о снисхождении, прощении, вере, здоровье для себя и своих родных. Начинать день и заканчивать нужно благодарственной молитвой. Лучше делать это в спокойной обстановке. Молитвы и просьбы, высказанные на первой неделе после Пасхи считаются самыми сильными.
Рис2

Что можно делать и нельзя в неделю после Пасхи

Разрешено:

  • звонить в колокола, раздавать милостыню;
  • помогать нуждающимся;
  • радоваться, веселиться, смеяться, быть счастливыми;
  • креститься;
  • отдыхать, наслаждаться жизнью, отложив срочные дела на потом;
  • отказаться от негативных поступков и мыслей;
  • в пятницу освящать воду, чествовать Пресвятую Деву;
  • устраивать смотрины;
  • жечь костры, отдыхать на природе, кататься на качелях.

Запрещено:

  • венчаться;
  • посещать умерших на кладбище, делать поминки и панихиды;
  • усердно трудиться, особенно в среду;
  • поститься;
  • сидеть дома в воскресенье;
  • охотиться и ловить рыбу, так как все радуются чудесному воскрешению Спасителя, даже звери и птицы: они ведь тоже твари божьи.

Обычаи, приметы, обряды по дням Светлой Седмицы

Вторник недели после Пасхи (Купальный, Светлый вт.)

Непременно следовало проснуться и сходить на утреннюю службу. Иначе сони накличут беду и нищету в свой дом. Поэтому проспавших поливали студеной водой. Женщины ходили в гости с куличами и крашенками . Мужчины занимались домашними делами.

Среда недели после Пасхи (Градовая, Хороводница, Светлая ср.)

Утром тем, кто еще не вышел замуж, следовало вознести молитву к Господу о скорейшем обретении семейного счастья. После весь день необходимо было быть среди людей, чтобы не пропустить судьбоносную встречу с суженым. Абсолютно запрещено работать, чтобы урожай не пострадал от града. Настоятельно рекомендуется идти в корчму веселиться с друзьями.

Навский , Светлый чт .)

Время посетить своих предков. В этот день посещают кладбища. Ухаживают за могилами, оставляют там ломтик кулича и крашенки . Птица, севшая на памятник, – это умерший родственник, который спустился принять гостинцы. Такую птицу, если она прилетала во время посещения могилы, считали хорошим добрым знаком небес. Строго запрещено пребывать в унынии. Это день для светлого приветствия своим умершим родственникам. День, когда они спускаются с небес, чтобы разделить с живыми светлую радость.

Пятница недели после Пасхи (Прощеная, Светлая пт .)

Это день всех любителей пива. В пятницу варили пиво, угощали и угощались этим напитком до легкого хмеля, чтобы пригласить удачу. Чрезмерное же пьянство кликало беду. На пиво звали зятя с семьей. Мирились с тещей и тестем, если успевали с ними поссориться.

Суббота недели после Пасхи (Святой Артос, Светлая сб.)

Верующие посещают колокольню в своем храме, звонят в колокола, чтобы проводить Светлую Седмицу. Ходят в гости, желают окружающим добра и благополучия . Священнослужителя раздают верующим освященные хлебцы-артосы с рисунком креста. Мыли дома, чтобы избавиться от несчастий и зла. Тем, кто живут в частном секторе нужно полить крышу из шланга. Те, кто живут в квартирах, могут ограничиться помывкой входной двери.

Светлая Пасха — это христианский праздник, который приурочен к Воскресению Христову. Этот праздник считается одним из самых древних и важных для церкви. Празднование Пасхи — величайшее и радостное событие для всех людей, как католиков, так и православных. Он знаменует собой любовь к жизни, победу над смертью и надежду на вечное существование.

В этот праздничный день церковь ликует, широко растворяет свои врата, впуская всех желающих посвятить пасхальные куличи, яйца и прочие яства, принесенные в корзинке.

Когда празднуется Пасха?

Христианская Пасха празднуется постоянно в воскресенье, только даты меняются. Точную дату высчитать самому довольно тяжело, ведь она формируется согласно солнечно-лунному календарю. Православная и католическая Пасха наступает в разное время, потому что используются разные календарные системы.

Православная Пасха 2017: дата, традиции, приметы

В 2017 году православная пасха приходится на 16 апреля . Этот праздник имеет свои традиции, которые устанавливались постепенно на протяжении многих веков. Так как Пасха ярчайший признак всего живого и обновленного, то главными символами этого дня считаются Жизнь (куличи и раскрашенные яйца), Вода (пасхальные ручьи) и Благодатный Огонь . Во всех городах и селах в пасхальную ночь люди шли в церковь, слушали богослужение, святили воду и пасхальную корзинку с продуктами.

После службы в церкви принято прийти домой, накрывать стол и разговеться. Особенно ждут этого дня люди, которые держали строгий 48-дневный пост. В первую очередь нужно отведать яйцо, после него пасхальный кулич. Как только такой ритуал будет выполнен, можно приступать к другим угощениям.

Самая любимая пасхальная забава — битва яиц. Для нее нужно взять украшенное или разрисованное яйцо и ударить любым боком яйцо соперника. Выигрывает тот, чье яйцо останется целым.

Также на праздник Пасхи принято христосоваться. Молодые и старые, дети и взрослые, мужчины и женщины при встрече должны трижды поцеловать знакомого и сказать “Христос Воскресе!”, а в ответ услышат “Воистину Воскресе!”.

Существует несколько пасхальных примет и обрядов, которые пришли к нам еще с давних времен:

  1. Для того, кто первым придет домой после церковной службы, весь год будет удачлив.
  2. Окунув в воду с освященным яйцом золотые украшения, можно привлечь богатство и успех.
  3. Пасхальное яйцо прокатить по личику детей — защитить их от сглаза.
  4. Чтобы уберечь счастье в доме, на Пасху нельзя заниматься никакими домашними делами.

Чтобы почувствовать волшебство и значимость православной Пасхи, не обязательно быть глубоко верующим человеком. Ведь этот праздник, в первую очередь, обо всем дорогом и главном, что есть у людей: о добре, о любви, о детях, о прощении. А еще это замечательная традиция, проведать всех своих родных, собраться всем вместе за большим столом и просто наслаждаться жизнью

Католическая Пасха 2017: дата, традиции, обряды

2017 год — это один из немногих случаев, когда католическая и православная пасха празднуются в один день. Обычно разница между датами составляет несколько недель. Но в этом году, все католики отпразднуют день Христова Воскресения 16 апреля .

Символом пасхального праздника являются крашеные яйца. В разных странах их разрисовывают согласно своим обычаям и предпочтениям. Например, западноевропейские католики окрашивают яйца в красный цвет без всяких дополнительных наклеек и рисунков. А в Центральной Европе принято расписывать пасхальные яйца красивым орнаментом, узорами и разноцветными цветами.

Еще одним символом католической Пасхи является заяц, который, согласно древнему поверью, ходит по домам и раскладывает различные угощения в пасхальную корзинку. Пасхальный заяц — популярное существо среди всех католиков. Его печатают на открытках, делают шоколадные конфеты в виде зайца, выпекают. Пользуются популярностью сувениры в виде кроликов, которые делают из глины, ткани, пластика и прочих материалов.

Римско-католическая церковь проводит главное богослужение года с Великого четверга и до Великого Воскресения. Именно в этот период принято вспоминать все муки, которые перенес Христос, его смерть и его воскрешение.

Как только наступает вечер Великой субботы, католические храмы осуществляют Навечерие Пасхи. Началом этого действия является Литургия Света. Неподалеку от Храма разгорается костер, от которого священник берет искру и зажигает большую пасхальную свечу. С этой свечой церковник входит в темный храм, произносит древний гимн, знаменующий воскрешение Христа. Именно от зажженного Пасхала католики зажигают свои свечи.

После этого действия начинается следующее — Литургия Слова, а затем Литургия Крещения. В католической церкви взрослых людей принято крестить непосредственно в ночь перед праздником. Верующие считают это почетным обрядом, который делает их судьбу более счастливой.

Как только крещение заканчивается, начинается Евхаристическая Литургия, а по окончанию службы произносится “Христос воскрес”. Люди, находящиеся в храме должны ответить “Воистину воскрес”. После чего они идут крестным ходом вокруг храма.

Неотъемлемой традицией католической Пасхи является семейный обед. На столе у католиков всегда лежат самые вкусные угощения: сладости, выпечка, мясные блюда. Сам же стол украшают пасхальным декором.

Чего нельзя делать на Пасху

Пасха — это чистый праздник, во время которого человек очищает душой и телом. В этот великий день нельзя заниматься хозяйством или ходить на работу. Исключения, конечно, бывают — уход за больными людьми и детьми. Также в день Пасхи нельзя посещать кладбищенские угодья. Для таких моментов существует особый день, который идет сразу после того, как заканчиваются гуляния на Пасху. Так, как день Святого Воскресения считается радостным днем, запрещено проводить панихиды по усопшим.

В предпасхальные и пасхальные дни церковь не проводит венчания, мотивируя это тем, что праздник придуман не для физических утех, а для полного духовного и морального очищения, тем самым происходит возрождение человеческой души.

Видео-рецепт замечательного кулича

Православный церковный календарь постов и трапез на 2020 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2020 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2020 год

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье

с 2 марта по 18 апреля
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Весенний мясоед рыба рыба

с 15 июня по 11 июля
горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
Летний мясоед сухоядение сухоядение

с 14 по 27 августа
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед сухоядение сухоядение
с 28 ноября 2020 года по 6 января 2021 года до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
20 декабря — 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Зимний мясоед рыба рыба

в 2020 году

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.

в 2020 году

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

в 2020 году

С 14 по 27 августа в 2020 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

в 2020 году

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2020 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до
Сырная (масленица) – неделя перед (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
– неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

  • Вы только что прочитали статью Церковный православный календарь на 2019 год . Если Вы хотите знать больше о православных постах , тогда обратите внимание на статью .

Давнее почитание богини Макоши с приходом христианства превратилось в почитание Параскевы-пятницы. По крайней мере, так утверждает известный ученый Рыбаков и другие исследователи. Уходя от церковного канона, народ создавал свои версии историй о ее житии и взаимодействии с миром людей.

Больше всего ее образ и дела соотносились с помощью женщинам во всех делах, покровительством роженицами и детям. Ее священными местами были перекрестки и колодцы. Так же она покровительствовала торговле. Поэтому ярмарки проводились обычно по пятницам и на торжище до 17 века ставили ее деревянное изображение.

Женщины особо почитали ее день пятницу и не выполняли в этот день тяжелой работы. Было запрещено шить, прясть и стирать. Считали, кто пренебрегает этим запретом, тот иголками и веретеном колет Святую, а золой засыпает ей глаза.

Того, кто нарушал ее почитание отдыхом, Пятница могла очень жестоко наказать. Например, по некоторым быличкам, за нарушение запрета, святая могла исколоть иглой и веретеном до крови и даже выколоть глаза. По одной из народных страшилок, с такой нарушительницы однажды святая за нарушение запрета сняла кожу живьем.

Особенный запрет на шитье в пятницу был для беременных. Разгневанная Пятница могла зашить ребенку рот или глаза и родится дитя слепое или немое. Да и любовью супругам заниматься не стоило, потому что ребенок мог родиться калекой. Вот такая теневая сторона образа.

Но тем, кто почитал ее, она была помощницей и защитницей. Приводила завидного жениха, облегчала роды и давала деткам крепкое здоровье. До начала 20 века женщины почитали Параскеву и варили для нее в пятницу сладкую молочную кашу из разных круп с добавлением фруктов и ягод, рядом клали ложку и оставляли дар на столе на ночь.

А чтобы удачно выйти замуж и чтобы муж был не пьяница, девушки на выданье в пятницу постились, ставили Пятнице свечки в церкви приговаривая “П’ятінка, моя матінка, допоможи хоч ти, шоб мені замуж піти” и добавляли, чтобы муж был непьющий и детки здоровенькие. Потом заносили в церковь отрез льна на украшение иконы.

Кстати мужчины тут не отставали от женщин и просили себе жену работящую и не сварливую. А у белорусов этот заговор звучал так: “Пяцёнка, мая мацёнка, памажы хоч ты, каб мне замуж пайты”

Чтобы получить дары Пятницы самым распространенным был обет и выполнение «двенадесятниц» – поста в течении 12 пятниц года. Профессор Рыбаков в этом видит остатки культа пятниц языческой богини Макоши и ее почитание в течении лунных праздников языческого года.

Я не уверена, что это абсолютно верно, потому что первые известные сейчас тексты «Поучения» были на английском, французском и итальянском языке. Французский и сербский сборник датируются 14 веком, а самый первый русский список датируется 15 веком. Изначальные версии, по мнению некоторых ученых (А. Ангушева-Тихонов), были на греческом и латинском языке.

Да и само название «Поучение иже во святых отца нашего Климента папы римского о двенадесятницах» говорит многое об авторе текста.

Хотя, Германии и Голландии, бытовало название “12 золотых пятниц”. И распространена “практика” была во многих европейских странах именно под этим названием. Здесь описание 12 пятниц добавляется в рукописи вместе с календарями, медицинскими и астрологическими текстами, декретами, послания и др.

В славянских землях, видимо, этот апокриф настолько лег на местные верования, что стал возможностью объединить старых языческих богов с новой религией и продолжить поклонятся Богине под новым обликом.

Хотя, в Константинополе и его околицах культ Параскевы-Пятницы почти не встречался. Так что если он и пришел в Киевскую Русь вместе с христианством, то явно не из Византии. Тем более что в 1589 году сам константинопольский патриарх окружною грамотою к литовско-руским епископам запрещал празднование дня пятницы наравне с воскресеньем.

Основные списки, известные сегодня, были собраны и опубликованы исследователями и учеными в 19-20 веке. Но среди верующих до сих пор ходит описание «двенадесятниц» в рукописном варианте, передающемся из рук в руки, как спасительная ниточка в сложных жизненных ситуациях.

Хотя, свое отношение к этому ритуалу, церковь обозначила еще несколько веков назад, внеся «Сказание» в списки отреченных и ложных книг.

Само «Поучение» до революции бытовало в двух видах: как рукописный текст и как духовный стих. Традиция духовного стиха и устного пересказа на сегодняшний день уже не существует. Но среди верующих до сих передают рукописные тетрадки с молитвами и правила выполнения 12 постов, чтобы избавиться от бед.

А ведь когда-то могли целыми деревнями выполнять обетные пятницы по поводу эпидемий, засухи, падения скота, появления червей и других напастей. Например, в 1590-1598 г.г. крестьяне в Тавернской волости учинили заповедь на три года, чтобы «в пятницу ни толчи, ни молоти, ни камение не жечи». А кто заповедь нарушит, на том доправить 8 алтын и 2 деньги.

В такие обетные пятницы предписывалось очень благочестивое поведение. Нельзя было злословить, ругаться, а также заниматься любовью и зачинать детей. Формула в одной из версий из Нижегородского архива звучит так: «А кто в сии святые дни будет блуд творить, муж с женой, блудник с блудницею, то родится у них дитя и будет глухой или немой, слепой или безногий, вор или разбойник, или душегубец. Всякому человеку следует постить и почитать сии всякие двенадцать пятниц. Аминь!»

Интересно, что часто «Поучение» идет рядом и сочетается с молитвами из апокрифа «Сон Богородицы», которые и сейчас используют многие целители для исцеления, снятия порчи, проклятий и другого магического негатива. Совпадение или еще одна ласточка от царства сновидений Макоши?

Когда же начинается отсчет этих заповедных пятниц? В одних версиях записанных текстов первая пятница начинается в марте. В других начинается с Вознесения. Я же видела современную версию имеющую хождение среди верующих, где начало обета приходится на неделю Великого Поста.

По списку пост и выполнение ритуалов и молитв в каждую из таких пятниц приносил очень конкретные дары и если до сих пор этот ритуал существует, то возможно в нем есть смысл?

Что же, а теперь описание каждой из пятниц, посвященных Параскеве и обозначаемых постом с молитвами и особо благочинным поведением.

Первая Пятница на первой неделе Великого Поста.

В этот день выполнение заповета оберегало членов семьи от тяжелых болезней, в том числе передаваемых по роду, от неожиданной трагической смерти, женщин рода от мертворожденных детей. Чтобы в роду было богатство в этот день обязательно надо подавать милостыню нищим. Нужно также помянуть предков, чтобы они помогали своим потомкам.

Вторая Пятница перед Благовещеньем.

Пост и молитва в эту пятницу очищает род от пьяниц, блудящих и наркозависимых. Защищает дом от грабителей и воров. От самоубийства и греха уныния. Избавляет от нищеты и тюрьмы членов рода.Укрепляет брак. Имя того кто постится будет записано у Бога.

В этот день кормят птиц и бездомных уличных животных. В церкви ставят свечи и заказывают водосвятный молебен Архангелу Михаилу, Архангелу Гавриилу, Ангелу хранителю каждого члена семьи.

Третья Пятница приходится на Страстную неделю Великого поста.

Избавляет от искушений и тяжелых грехов, от обмана в торговых делах, от разбойного нападения. Пост в этот день избавляет от очень тяжелых и смертельных заболеваний.

Четвертая пятница перед Вознесение Господним.

Почитающих Святую в этот день, Пятница наделит трудолюбием. Женщины будут прекрасными рукодельницами, а мужчины умелыми добытчиками в семью. Так как эта пятница была близка к русалочьей неделе, то пост в нее оберегал от несчастных случав на воде, утопления.

Пятая пятница, перед Троицей приносит в род долгожительство с сохранением здравости ума и крепости тела у стариков. В роду не будет бесплодия. На духовном плане оберегает от вечной муки.

Возможное изображение Макоши в древнерусской архитектуре.

Шестая пятница перед днем рождества пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна (7 июля).
Пост и молитва Святой в этот день избавит от болезней и взрослых и детей семьи. Уберегает от великих печалей. Защищает от огня. Также надо помолиться о мертворожденных и нерожденных детях.

В некоторых списках шестой пятницей считается та, что перед Петровским постом. И тогда порядок сдвигается.

Она приносит плодородие полям и огородам, препятствует расхищению урожая. Любые воры будут обходить ваш дом и поля стороной. Род будет процветать и дом будет полная чаша. Защищает от грома и молнии. Также хорошо помолиться Пророку Илие.

Пост в этот день дает достойного мужа или жену и покровительство Богородицы в любых делах. Приносит крепкий брак. Защищает от лихорадки.

Приносит нужных помощников и покровителей в жизнь. Дает успех, трудолюбие и защиту всех небесных покровителей. Тот, кто выдержал этот пост, никогда не умрет от голода.

Дает защиту от колдовства и слов зависти не только тому, кто поститься, но и всей его семье. Сам Архангел Михаил становится на его защиту.

Одиннадцатая пятница перед Рождеством Христовым.

Тому, кто поститься в эту пятницу будут прощены все грехи как в жизни так на страшном суде.

Двенадцатая пятница перед Богоявлением.

Кто все посты удержал, будет дарован лицезреть Богородицу перед смертью. Тот, кто выдержит этот пост, отмолит семь грехов и страстей рода.

Кто решится на 12 пятниц то, по поверью, “после шестой из 12 пятниц Пятница явится во сне и откроет человеку половину его будущего; после двенадцатой пятницы она изложит ему все будущее”.

Что я еще могу сказать? В Украине многие исследователи 18-20 века отмечали, что люди говорили что они, или кто-то из соседей, или во времена родителей и прародителей видели Пятницу как долговязую, худую, обнаженную с растрепанными волосами женщину с закинутыми за плечи грудями, всю исколотую веретеном и иголками. И об этих встречах ходило много быличек. Кто это был дух местности или иллюзии воображения? Кто знает. В мире есть столько непознанного. А те, кто не видели, сами создавали ее образ. Как об этом упоминается в регламенте Петра Великого: «Слышится, что в Малой России в полку стародубском, в день уроченный праздничный водят женку простовласую под именем Пятницы, а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ с дары и упованием некие пользы».

Может быть действительно, это отголосок древнего поклонения Великой Богини. Ведь пятница в древнем мире была посвящена и Венере и Фрейе и в разных традициях соотносилась с женским началом и божеством. А 12 пятниц это остатки от языческого ритуала 12 полнолуний года земледельцев, для которых это был сакральный календарь позволяющий жить в ритме с природой. Ведь и в Европе бытовала легенда о 12 золотых пятницах.

Здесь каждый решает для себя сам. И это уже другая, личная история во что верить…

©Эжени МакКвин, 2016.

Литература:

1.Сказание о 12 пятницах:структура. Семантика и прагматика текства. С.Н.Амосова, н.с., ГРЦРФ, Москва

2. Культ св. Параскеви в Украінскій художній культурі пізнього середньовіччя. Я.С. Мороз, кандидат філософських наук, викладач Львівського національного університету імені Івана Франка

3. Поэтические воззрения славян на природу. Афанасьев А. Н.

Девятая после Пасхи пятница – главный местный праздник Соликамска, «кочующий», как и сама Пасха. Когда бы ни было Светлое Христово Воскресение – Пасха, в марте, в апреле или в мае, пятницу на девятой неделе после него в Соликамске никогда не пропускали. Так повелось издавна.

Находясь на окраине русских земель, в начальный период своей истории Соликамск, не имея ни крепостных сооружений, ни военной силы, неоднократно страдал от набегов враждебных соседей – вогулов, ногайских и сибирских татар. Таких набегов было несколько. Самым значительным и кровопролитным был набег в мае 1547 года.

25 мая на Усолье Камское, как тогда назывался Соликамск, напали ногайцы. Они сожгли город и окрестные селения, побили многих жителей – согласно летописным сведениям, погибших было 886 человек, остальные в ужасе рассеялись по лесу. Казалось, никогда больше на этом пепелище не зазвучит человеческий голос. Но Соликамску суждено было возродиться.

Летопись не сохранила нам имени человека, который собрал по лесам оставшихся в живых и повел за собой на ногайцев. Может, и не было такого человека, но усольцы организовались и с помощью подоспевшего отряда из Искора, посланного великопермским наместником, побились с ногайцами и победили. Победа одержана 30 мая, на который в тот год выпал день Девятой после Пасхи пятницы. В память об этом событии с конца XVI века жители города стали ежегодно проводить крестный ход.

В 1709 году официальная церковь запретила его, мотивируя тем, что никакого православного праздника в этот день нет. В течение почти десятилетия крестный ход в Девятую пятницу не проводился, но богомольцы продолжали по привычке сходиться в город со всей округи. Со временем, видя тщетность проделываемого ими пути, они перестали появляться в Соликамске. Местные священники и горожане неоднократно направляли челобитные в Вологодскую епархию, к которой тогда относился Соликамск, с просьбами о возобновлении праздника в Девятую пятницу. При этом подчеркивалось, что не соблюдается древний обет предков, утрачена традиция и скудеет церковная казна от потери большого количества богомольцев. На все челобитья следовал новый запрет.

В 1718 году к преосвященному Алексию, архиепископу Вятскому и Великопермскому, соликамские священники и горожане направили новую делегацию во главе с земским старостой Тучнолобовым, человеком настойчивым и красноречивым. Разрешение на возобновление крестного хода было получено. Девятая пятница прочно заняла свое место в православном календаре Верхнекамья.

Торжество в день Девятой пятницы совершалось следующим образом. Накануне в город съезжались и сходились жители Соликамского и Чердынского уездов, из-за Камы толпами приходили коми-пермяки. Вечером начинался колокольный звон, и все спешили на городскую окраину встречать иконы, приносимые для участия в празднике из Пыскора – образ Богоматери, из Ныроба – чудотворный образ Святителя Николая, из Городища – явленный образ Знамения Божией Матери. После встречи иконы, сопровождаемые богомольцами, приносились в Троицкий собор, где начиналось всенощное бдение.

Утром в день Девятой пятницы, в 9 часов, в Троицком соборе и во всех городских церквях, кроме Воскресенской, одновременно начиналась ранняя обедня. По ее окончании духовенство и прихожане сходились к Троицкому собору, откуда начинался крестный ход вокруг города с хоругвями, крестами и выносными образами из всех церквей. По сообщению очевидца, «иконы Знамения Божией Матери и Святителя Николая неслись во главе усердными богомольцами, которые теснились около них и наперебой старались прикоснуться к носилкам и понести хоть минуту священную ношу».

От Соборной площади ход направлялся к Спасской церкви и мужскому монастырю, откуда следовал к городской окраине, выходил на улицу Тюфяевскую (ныне Калийная), далее спускался по улице Александровской (ныне Революции) до улицы Преображенской (ныне 20-летия Победы), по которой двигался к Преображенской и Введенской церквям, от них спускался на улицу Спасскую (ныне Набережная) и мимо Богоявленской церкви возвращался к месту начала шествия. У всех церквей останавливались за алтарем, молились, читали Евангелие храму и кропили водой на четыре стороны.

Обойдя город по периметру, крестный ход останавливался на Соборной площади, где совершалось «благодарственное Господу Богу молебствие о избавлении от нашествия вражеского». После молебна все участники крестного хода следовали в Воскресенскую церковь, где служилась поздняя литургия, после которой все выносные иконы возвращались в свои церкви, и богомольцы расходились.

С конца XVIII века к празднику Девятой пятницы приурочили трехдневную ярмарку, поскольку при огромном стечении народа спрос в эти дни превышал предложение. Первоначально в ярмарке принимали участие только местные купцы, продавались изделия местных же мастеров и товары, привозимые с Макарьевской и Ирбитской ярмарок. Оборот был невелик – чуть более 60 тыс. рублей. Со второй половины XIX века стали приезжать торговцы из Перми, Кунгура, Чердыни, Ильинского и даже из Владимирской губернии. И к началу ХХ века торговый оборот ярмарки увеличился до 150 тысяч рублей.

На праздник Девятой пятницы в Соликамск съезжалась чуть не половина уезда, насчитывавшего в 1901 году почти 250 тысяч душ. По вечерам в эти дни в городе устраивали массовые гуляния, водили хороводы, на площади и в заречном саду выступали приезжие циркачи и театральные артисты. Так древний религиозный праздник постепенно превратился в историко-культурную традицию, утраченную со сменой власти.

В 1927 году запретили проведение крестного хода, в 1929 году – и ярмарку. Девятая пятница была забыта на долгие десятилетия. И лишь в июне 1991 года запрет был снят, проведен первый крестный ход, возглавлявшийся архиепископом Пермским и Соликамским Афанасием. Девятая пятница вновь восстановлена.

Н. Савенкова

Просмотров