Крестное знамение. Случаи появления особых знаков (стигматов) на теле человека

«Всякий раз, как ограждаешь себя крестным знамением, преисполнись великим дерзновением и всего себя предоставь в благоугодную жертву Богу.» Святитель Иоанн Златоуст.

С раннего детства и до самой смерти верующий христианин носит на себе, на своей груди, крест как знамение Христовой победы, защиты и силы. Каждый день во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании, мы накладываем на себя знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова. Крестным знамением христианин начинает день и с крестным знамением он отходит ко сну, заканчивая день.

Что же символизирует крестное знамение и при каких обстоятельствах возникло изображение креста?

Крестное знамение – это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя Божественную Благодать Святого Духа.

Крест – это главный символ христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Далеким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – потому что Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную.

На Кресте мы видим Богочеловека Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.

Таким образом, крестное знамение – это освященный Божественной благодатью образ человеческого спасения, возводящий нас к своему Первообразу – к распятому Богочеловеку, принявшему крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти.

История развития крестного знамения, берет свое начало еще из ветхозаветных времен. Когда Иерусалим и Храм, построенный Соломоном, были сожжены до основания воинами царя Навуходоносора, а большинство жителей Иудеи были угнаны в Вавилонию, Ветхозаветная Церковь была потрясена постигшей ее трагедией. Под влиянием переживания трагедии в Ветхозаветной Церкви возникает обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), которая была условным начертанием имени Божия. Это движение пальцем по лбу является проявлением молитвы о том, чтобы ангел Господа поставил знак на лбу молящегося, в соответствии с пророчеством Иезекииля: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4)

Когда Ветхозаветная Церковь была введена Господом Богом в Новозаветный период, то обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), не исчез, потому что для христиан иметь на челе начертание имени Божия, означало знак принадлежности к избранным Богом. В «Откровении» апостол Иоанн Богослов пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Отк. 14:1)

Что же такое имя Божие и как его можно изобразить на челе? Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав».

Смысл этого изображения заключаются в том, что человек, изображающий на челе имя Божие – он внешне проявляет свою преданность Богу. Со временем, ради упрощения этого символического действия, иудеи стали изображать одну лишь букву «тав». Весьма примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. По сути, для христианина той эпохи изображение креста на своем челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Более того, наложение креста на лоб напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. Когда же Христианская Церковь окончательно освободилась от иудейского влияния, тогда было утеряно понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия. Основной смысловой акцент был поставлен на отображении Креста Христова. Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием. Крестное знамение – это внешнее исповедование своей веры во Христа Распятого (1 Кор. 2:2; 2 Тим. 1:8). Нужно отметить, что для гонителей христиан первых веков, крестное знамение служило главным отличительным признаком, по которому они признавали знакомого человека за христианина. В одном из мученических актов язычник первых веков говорил: «Я потому узнаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста».

В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «При всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при банях, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах и при всяком деле мы начертываем на челе знамение креста». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».

Как мы видим, крестное знамение дошло до нас из глубины веков и без него немыслимо наше повседневное богопочитание. В истории Христианской Церкви существовало три формы перстосложения: единоперстие, двуперстие и троеперстие.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов (отвергающие человеческую природу в Иисусе Христе), то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Каждый верующий христианин, осеняя себя крестным знамением, должен знать подлинное значения троеперстия. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца пригнутые к ладони, означают, две природы Иисуса Христа: Божественную и человеческую, т.к. Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал одновременно человеком. Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и призывает Божественную благодать. Неизреченной благостью Спасителя, даровано нам в силе крестного знамения могущественное орудие против всех врагов наших видимых и невидимых. На основании векового опыта проявления этой чудодейственной силы Креста Господня православные христиане веру свою в силу животворящего Креста всегда выражали и выражают в том, что им венчают свои храмы, знаменуют жилища, благословляют своих детей, носят его на груди и непрестанно в молитве употребляют знамение крестное. К сожалению, многие из православных христиан не знают значения крестного знамения, небрежно и неправильно его употребляют, а некоторые очень часто оставляют употребление его в потребных случаях. Благочестивые предки наши, по преданию Церкви, употребляли крестное знамение во всех случаях своей жизни, при входе в дом и при выходе, при начале дела и окончании, когда садились за трапезу и когда вставали из-за нее, когда ложились спать и когда пробуждались, также при нечаянной радости или при внезапном несчастии; никогда не проходили мимо святых икон и церквей Божиих, не перекрестившись.

Если вникнуть в значение крестного знамения, то будет понятно, что это не есть такой наружный обряд, который можно произвольно нарушать или изменять. Нет, крестное знамение есть священный символ веры нашей, и в нем, по изъяснению святых отцов, сокращенно изображается все христианство. Почему мы при молитве знаменуем себя крестом? Почему мы не ограничиваемся другими молитвенными знаками, например возведением очей к небу, воздеянием рук, ударением себя в грудь? Употребление крестного знамения имеет особое значение. Крестным знамением мы выражаем веру в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа, Единого Божественного Ходатая и Посредника, без Которого наша молитва никогда не могла бы восходить к престолу Божию.

Соединяя молитву свою с крестным знамением, мы не на себя надеемся, не ради своих заслуг просим Бога, а ради крестных заслуг Христа Спасителя и о имени Его. Такую молитву Господь несомненно приемлет, как сказал Сам Спаситель: «аще что просите от Отца во имя Мое, даст вам» (Ин 16:23), если только наше крестное знамение будет не наружным только движением руки, но выражением внутренней сердечной веры в Божественное ходатайство Иисуса Христа. Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста».

Таким образом, знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня, является для нас особым знаком, через который Господь ниспосылает нам свое Божественное благословение и благодать, поэтому это знамение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения.

Вселенский учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст, увещевает нас задумываться над этим следующими словами: « Крест – это символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, это основание святости».

Крест! Краткое это слово пронзает, потрясает до сокровенных глубин душу христианина. Взирать на Крест Христов духовными очами веры – значит взирать на таинственный Жертвенник, где заклан был в Жертву за грехи мира Божественный Агнец, Который Своей Пречистой Кровью примирил нас, бывших некогда отчужденными и врагами (Кол. 1:21). Христос победил мир греха, мир тьмы духовной. У нас в руках великое и сильное оружие, дарованное Христом, − Его Крест – знамение нашей веры, всеконечной и всесовершенной победы добра над злом, света над мраком. Это истинная красота Церкви, это оружие мира, непобедимая победа!

Иерей Владимир Кашлюк

На протяжении веков люди большое значение придавали знакам и символам, расположенным на теле человека. Это шрамы, родинки морщины, следы от ожогов, татуировки и клейма.

Клеймение как наказание, нанесение на тело человека знаков позора известно с древнейших времен. Еще во времена Петра I на Руси клеймили воров: на лицо ставили клейма - буквы "В", "О", "Р" ("О" на лбу, "В" и "Р" на щеках) или же слово Тать". Человек своим неправедным поведением сам определял себе судьбу, а знаки-клейма только подкрепляли то, что он сам совершал, ухудшая тем самым свою и без того негативную карму. Клеймение воров на Руси продолжалось в течение многих веков - оно известно еще с XIV века, а отменили его только в 1863 году. О том, что воров клеймили по всему миру, известно из исторических источников. Примеры влияния клеймения на судьбы людей отражены и в многочисленных романах. Всем известна история миледи из романа Александра Дюма Три мушкетера". Вот как пьяный Атос рассказывал д"Артаньяну трагическую историю своего супружества: "Некий граф... влюбился, когда ему было двадцать пять лет, в шестнадцатилетнюю девушку, прелестную, как сама любовь... Однажды во время охоты... она упала с лошади и лишилась чувств. Граф бросился к ней на помощь, и так как платье стесняло ее, то он разрезал его кинжалом и нечаянно обнажил плечо... На плече молодой женщины был "цветок лилии, она была заклеймена". Таким клеймом во Франции клеймили воров. Палач заклеймил им бывшую монахиню за то, что она заставила священника украсть и продать ради нее священные сосуды. Следует отметить, что лилия в течение многих веков считалась во Франции королевской эмблемой.

Существует очень красивая легенда: Хлодвику, первому французскому королю, принявшему христианство (происходило это на рубеже Vl-Vll веков), ангел подарил лилию. С тех пор этот цветок называют во Франции символом чистоты. Именно поэтому клеймо в виде лилии стало во Франции символом несмываемого позора - немого укора и пожизненным наказанием тем, кто ведет неправедный образ жизни.

В старину место для клейма на теле человека выбирали по одному единственному принципу - так, чтобы его было видно посторонним. Клеймо не только играло огромную роль в дальнейшей судьбе человека, но и после смерти преступника продолжало влиять на судьбы его детей. Известны случаи, когда у детей заклейменных людей появлялись родинки и родимые пятна на тех же участках тела, что и у их родителей. Дети расплачивались за грехи родителей, хотя это вовсе не означает, что они обязательно повторяли их жизненный путь. Просто из поколения в поколение передавалась информация о неблагополучии кармы. Это могли быть наследственные болезни, повторяющиеся банкротства, неблагополучие в семейной жизни и предательства близких людей. Люди с наследственными знаками часто проявляют жестокость по отношению к собственным детям.

У предсказателей существует вполне разумное убеждение, что к родинкам, передающимся из поколения в поколение, следует относиться очень внимательно. Может быть, человек, задумавшись над значением своей родинки, сумеет исправить семейную карму - и тогда у его детей ее не будет вообще. Для этого абсолютно недостаточно, как в сказке, совершить три подвига или просто хороших поступка. Следует изгнать из сердца злобу, которая так часто захватывает нас помимо нашей воли. Для этого необязательно уходить в монастырь или каждую неделю ходить на исповедь. Надо просто попытаться познать самого себя, успокоиться, найти что-то хорошее во всех и во всем, что нас окружает, простить все обиды. И никогда не стоит забывать о том, что родинка может быть как знаком неблагополучия, так и признаком таланта и широты души, а также счастливым предзнаменованием.

Мистическое толкование знаков встречается у многих народов. Так, в романе латиноамериканского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества" рассказывается о трагической судьбе сыновей полковника Аурелиано Буэн-диа. Все семнадцать сыновей, как и сам полковник, рождались с открытыми глазами и имели очень одинокий вид. Печать одиночества до поры до времени была только во взгляде и выражении лица. Но вот сыновья, разбросанные по всему свету, наконец, собрались в доме отца. Так уж получилось, что именно в это время начинался великий пост, и всем пришлось идти в церковь. Этот день у католиков носит название "пепельной среды", и всем, кто исповедуется, священник чертит пеплом крест на лбу. "Когда они вернулись домой, самый младший из них хотел было стереть крест, но оказалось, что знак на его лбу неизгладим так же, как и знаки на лбах других братьев. Пустили в ход воду и мыло, песок и мочалку и, наконец, пемзу и жавель, но так и не смогли уничтожить кресты... а все остальные, кто был в церкви, стерли свои без всякого труда. "Тем лучше, - сказала Урсула, прощаясь с братьями. - Теперь уже никто вас не испугает. Многим эти кресты внушали священный ужас, "как если бы они являлись знаком высшей касты, печатью неуязвимости". Однако крестам на лбу было суждено сыграть роковую роль в жизни всех семнадцати Аурелиано. Они не только были печатью одиночества - это был знак, по которому враги полковника безошибочно вычислили всех и убили в течение одной недели - "они целились точно в середину крестов из пепла". Спастись удалось только одному, но и его спустя несколько лет выследили и убили выстрелом в крест прямо на пороге дома его предков. Знаки на лбу стали олицетворением семейной кармы, выражавшейся "цепью неминуемых повторений, вращающимся колесом, которое продолжало бы крутиться до бесконечности, если бы не увеличивающийся и необратимый износ оси".

"Интересная газет. Магия и мистика" №23 2007 г.

Душу в постели. Либо в бою, либо пулька в лоб». Так говорил Эрнест Хемингуэй, произведения которого стали классикой литературы.

Установки американца классикой, к счастью не стали. Большинство мужчин, либо не прислушалось к Хемингуэю, либо интерпретировало его слова по-своему.

Появились, к примеру, тату на лбу в виде входящей в него пули. Кто сказал, что снаряд должен быть настоящим, а душу нужно отдавать в буквальном смысле?

Эрнест уточнений не делал. Расплывчатость его слов стала «почвой» лишь для одной категории сюжетов нательных рисунков.

Есть и другие, и не только для мужчин. Изучим все варианты тату на лбу, значение .

Значение тату на лбу

Психологи говорят, что смыл тату на лбу для девушек и зависит от расположения наколки.

Область и прилагающая к ним зона на подсознании связана с собственным «Я».

Соответственно, рисунки в нижней части лба передают отношение к себе, жизненные установки, самочувствие и, вообще, направленность на собственные чувства и мысли.

Область ближе к волосам олицетворяет общество. в верхней части лба говорит о тесной связи с социумом, направленность больше на него, нежели внутрь себя.

Фото тату на лбу , расположенной ровно по его центру, говорит о гармоничной личности.

В такой, нет перевеса ни в сторону своего «Я», ни в сторону общества. Не зря, именно по центру лба находится так называемый третий .

Физиологи понимают под ним эпифиз – орган внутренней секреции. Эзотерики и религиоведы признают это, но используют более поэтические названия: — третий и чакра Аджна.

Они отвечают за умение видеть прошлое, познавать будущее, преодолевать расстояния силой мысли в настоящем.

Качества, манящие многих, можно раскрыть и усилить, прорисовав третий на .

Если не решаетесь сделать стандартную наколку, попробуйте флеш-тату на лбу , — советуют эзотерики.

«» переводится, как . То есть, речь о картинах, созданных с помощью блесток. Их крепят на клеевую основу.

Общее восприятие человеческого лба связано с духовностью, интеллектом и воспоминаниями.

Помните, как целовала выше бровей? Именно поэтому мужчины, как правило, не любят поцелуи в лоб от спутниц жизни.

Начинает чувствоваться опека со стороны женщины. Не все хотят примерять на себя роль маленького, опекаемого .

А вот к поцелуям в лоб благосклонны. Так леди чувствуют заботу близких, их готовность опекать и защищать, стремление к душевной, а не лишь плотской близости.

Становится понятно, почему наколки в виде отпечатков на лбу заказывают, в основном, женщины.

Впрочем, делением по полам займемся позже. Пока же, разделим их по категориям.

Виды тату на лбу

С художественной точки зрения на лбу делятся на письменные и сюжетные. Первые варьируются от юмористических до .

Кто-то пишет: — «Место сдается». Другие разрешают: — «Постучи по ». Язык может быть любым.

Те, кто выбирает философские надписи, склонны размещать на лбах строку через тернии к .

Если надпись состоит из двух слов, или одного дублирующегося, можно сымитировать брови.

Это меняет восприятие наколки, сдвигая акцент с улавливания ее смысла на любование нестандартной композицией.

Сюжетные наколки на лбу делятся на знаковые и художественные. В первых используются общепринятые символы, геометрические .

Возьмем, к примеру, тату крест на лбу . Распятие – не только религиозный символ, но и универсальное обозначение центра мира, находящегося на пересечении четырех его сторон.

Тату крест на лбу значение , так же, имеет связанное с и началами.

Девичью энергию олицетворяет горизонтальная перекладина символа. С началом ассоциируется вертикальная линия .

Художественные сюжеты сложнее трактовать. Для зоны лба, в основном, выбирают орнаменты. В них значим каждый завиток, .

Причем, смысл зависит от расположения элементов орнамента, их близости или удаленности друг от друга.

Чтобы расшифровать картины, нудно перелопатить десятки , , ознакомиться с познавательными проектами на телевидении.

Не многим это нужно. Поэтому, орнаменты часто запрашивают девушки. Им нужны , подчеркивающие красоту, индивидуальность, а не повод для философских размышлений.

Тату на лбу для женщин

Тату на лбу женские , как правило, сюжетны. Из категории символов девушки часто выбирают Бинди.

Это точки на лбу, которые традиционно наносят индуисты. Многих россиян к этой религии привело увлечение йогой.

Проникшись ее философией, люди стали больше узнавать о ее религиозной подоплеке и заинтересовываться обычаями .

Точки на лбу там носят замужние женщины. Алый символизирует мудрость, приобретенную дамой в браке.

Однако, современность дала индианкам поблажку. Бинди стали подбирать под одежды, макияжа.

Переход символа в категорию украшательств сделал его доступнее для иностранок.

Многие так сжились с Бинди, что решили наколоть символ, дабы не приклеивать и не рисовать каждый день.

Среди художественных эскизов леди выбирают не только орнаменты, но и скелетированных , цветочные композиции, грациозных зверей.

Причем, располагают их, как правило, сбоку лба, преследуя эстетические цели. Рисунки затеняют периферию , делая ее более узкой и женственной.

Тату на лбу для мужчин

Мужчины чаще женщин запрашивают письменные наколки. Из знаковых, как правило, предпочитают провокационные, такие как, свастические символы.

Есть у и любимые художественные сюжеты, к примеру, тату джокер на лбу . Такая наколка символизирует шутку, в которой скрыт глубокий смысл.

Трактовка связана с умом и изобретательностью реальных шутов прошлого. Дабы не разгневать царей, но и не стать подобострастными, шутники прикрывали юмором сатиру, облечение во лжи и простое высмеивание.

Стоит отметить, что есть наколки на стыке категорий. Один из таких сюжетов, востребованный мужчинами, — тату волк с крестом на лбу .

Согласно верованиям древних славян, олицетворяет честолюбие и справедливость.

Однако, с приходом христианства, волков начали держать за духов зла. Тут-то в дело и пошли .

Ими стали отпугивать зверей. Получается, «Волк с распятием» — своеобразный от злых помыслов и нечистой силы.

В христианской церкви существует семь таинств: крещение, миропомазание, причастие, покаяние, священство, венчание и елеосвящение . Все они считаются семью дарами Святого Духа. Но первые христиане миропомазания не знали. После крещения, дабы показать новообращенному, что теперь на него сошел Святой Дух, апостолы (а впоследствии - епископы) накладывали руки на голову верующего и таким образом передавали новому члену христианской общины благодать сошествия Святого Духа. Это совершалось в память о том, как Иоанн Креститель возложил руки на голову Иисуса Христа, и после крещения в Иордане на Спасителя сошел Святой Дух в образе голубя.

Во время крещения каждый человек очищается от всех своих вольных или невольных грехов и предстает перед Богом и людьми в чистом, первозданном виде. В этот момент особой чистоты и безгрешности, один только раз, ему вручается дар Святого Духа. С этого момента и в течение всей дальнейшей жизни Святой Дух не оставит человека, защитит его и спасет - если, конечно, сам человек не отринет веру из своего сердца.

Защита безгреховного состояния, спасение (при соблюдении условий праведной жизни) от мук ада - вот главный смысл апостольского или епископского наложения рук. Нередко кроме наложения рук использовалось помазание лба миром (церковным ароматическим маслом) или ладаном - символически это означало, что новообращенный стал «помазанником», то есть христианином. Как в свое время Иисус стал помазанником Божиим, потому что Святой Дух «помазал его силой своей».

Но в ту пору рисовать кресты на лбу или других частях тела было не обязательно. Однако раннехристианские времена прошли. Христианство из гонимой религии превратилось в церковь, число верующих стремительно стало умножаться. И уже не имелось ни апостолов, ни такого числа епископов, чтобы при помощи рук снабжать верующих дарами Святого Духа. В 343 году на Лаодикийском соборе было принято решение отказаться от епископского наложения рук и заменить его другим обрядом, символизирующим сошествие Святого Духа, - помазанием всех частей тела принявшего крещение человека миром. Миро для этого готовилось по особому рецепту.

По легенде, когда тело Иисуса было принесено в пещеру и омыто для погребения, прежде чем завернуть в саван, его для лучшей сохранности умастили особым способом приготовленным составом. Главным компонентом того состава было миро. Вот этот особый рецепт иудейской смеси для консервации и стал использоваться в таинстве миропомазания.

Постановление собора гласило: «Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным, и быть причастниками Царствия Божия». Это правило было принято и западной, и восточной церквями. Крещение, получение благодати и даров Святого Духа стали единым для всех церквей обрядом. С тех пор в православной церкви, наиболее консервативной, сохранилась и формулировка: Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси». То есть с момента миропомазания недавний катехумен (человек, не принявший крещение, но уже просвещенный в вопросах веры) становился полноправным членом сообщества верующих.

Миропомазание стало означать не только сошествие Святого Духа, но и печать, поставленную Святым Духом на теле человека. Печать - это закрепление союза с небесами. Небесная печать показывала демонам, что эта новообращенная душа им не принадлежит и никогда не будет принадлежать. Именно поэтому «запечатывание» тела новообращенного производилось (и до сих производится) очень тщательно. Священник рисует миром кресты на руках, ногах, груди, ушах, ноздрях, губах, глазах и лбу человека.

В православии миропомазание до сих пор проводится один раз в жизни - во время крещения. Второй раз его может получить только царь, восходящий на престол и как бы заново рождающийся для своего служения, и больше никто. Поскольку крещение и миропомазание у православных соединены и считаются двойным таинством, то за младенца необходимые действия совершает крестный отец или крестная мать. Не сам ребенок обходит купель, в которой его крестили, а его обносят вокруг этой купели.

Право на миропомазание, как и было века тому назад, все так же остается за епископами. Однако понятно, что никакой епископ не поедет крестить ребенка в глухую деревушку или даже в провинциальный городок. Тем не менее по церковным установлениям никто, кроме епископа, проводить этот обряд не должен. Православные разрешили это затруднение простым способом: они признали право миропомазывать за тем же священником, что и окунает в купель. Только миро для миропомазания должно быть освящено епископом! Дважды в год епископы освящают церковное миро, а потом оно попадает во все, даже самые отдаленные церкви.

Католики тоже отлично понимали, что епископов на всех новорожденных не хватит. Но из ситуации вышли другим способом - попросту разделили крещение и миропомазание годами ожидания. Крестит ребенка любой священник вне зависимости от сана. А конфирмацию (подтверждение крещения) проводит епископ. Хотя в редких случаях это также может сделать простой священник, но лишь по особому разрешению епископа. В католичестве миропомазание проводят тоже всего раз в жизни, но не в бессознательном младенческом возрасте, а между 7 и 14 годами, когда ребенок проходит обряд конфирмации.

При крещении младенцу тоже мажут голову, но миропомазанием этот ритуал не считается, он имеет простую защитную функцию - сбережения дитяти от опасностей мира, в который младенец вошел. Подросток уже может осознанно выбирать, чего он хочет. Поэтому он вступает в церковь с полным осознанием своей ответственности перед Богом и людьми. Обычно дети конфирмуются в 12-13 лет. Они могут отказаться от конфирмации при нежелании становиться членами церковного сообщества или отложить конфирмацию, если у них имеются сомнения. Православный ребенок этой свободы воли лишен - за него выбор сделали родители.

В период Реформации отколовшиеся от католичества протестантские церкви пересмотрели некоторые церковные догматы. В том числе и то, что касалось миропомазания. Одни протестанты его признали, другие не признали. Лютеране, например, исключили миропомазание из списка церковных таинств. Во время конфирмации лютеранский пастор просто требует от катехумена прочесть Символ веры, потом говорит нравоучительную проповедь и молится о новом члене общины. Конфирмацию (тоже в сознательном возрасте 13-14 лет, не раньше) проводят обычно в самом начале службы во время больших церковных праздников. Не возбраняется конфирмовать новообращенных обычному пастору. Но сегодня все чаще это делает лютеранский суперинтендант.

Англиканская церковь признает все таинства, в том числе и миропомазание. Но главным считает таинство причастия. Конфирмация у англикан практически ничем не отличается от католического обряда. Они тоже предпочитают, чтобы конфирмацию проводил только епископ. Если этого не может сделать епископ той епархии, к которой относится приход, то его может заменить епископ соседней епархии. Кроме миропомазания в православии существует очень похожий на него обряд - елеопомазание.

При этом священник тоже чертит крест на лбу верующего. Но такого глобального, определяющего жизнь человека, значения елеопомазание не имеет. Крест, который рисует елеем священник, означает всего лишь излияние Божией милости на верующего. Этот обряд имеет древнюю ветхозаветную традицию и перешел в христианство из иудаизма. Правда, Ветхий Завет, куда он уходит корнями, давал право на елеопомазание не всем верующим, а только избранным священнослужителям, потомкам Аарона. И на лбу им чертили не кресты. В православных церквях лбы прихожанам мажут елеем не раз в жизни, а на все церковные праздники и по воскресеньям. Отстояли заутреню, послушали чтение Евангелия - получайте елейный крест!

Сон о кресте предсказывает судьбу и предупреждает об испытаниях, требуя при этом терпимости и решительности. Молиться кресту во сне - знак радости и получения подарка от близкого человека. Крест целовать во сне - знак приближающейся беды, которая явится для вас настоящим испытанием. Железный крест видеть во сне - знак защиты; могильный крест огороженным увидеть во сне - предвестье радости и покоя; крест у дороги - получение хорошего известия; крест поперек дороги во сне увидеть предвещает неудачу в делах; цветы рядом с крестом во сне означают радость, приятную встречу, душевный покой. Золотой крест видеть во сне предвещает получение радостного известия. На себе видеть крест - знак судьбы: все зависит от того, как он выглядит. Видеть крест на других во сне - знак испытаний. Надевать крест на других (или передавать его другим) во сне означает, что вы возлагаете на этого человека определенные обязанности.

Снимать крест с себя во сне означает, что вы захотите изменить свою жизнь, несмотря на угрызения совести, которые будете потом испытывать. Находить крест во сне - предвестье того, что скоро ваша жизнь может измениться. Стоять на коленях перед крестом во сне означает, что вас ждет раскаяние в грехах, унижение, душевные переживания. Сломанный крест во сне предвещает, что ваша настоящая жизнь рухнет как карточный домик. Крестик нательный видеть во сне - знак счастья, удачи. Держать крест в руках - печаль, огорчение.

Золотой крест в руках ангела видеть во сне - знак Божьей воли, благословение Божие.

Толкование снов из Семейного сонника

Подпишись на канал Сонник!

Просмотров