Какой период охватила неолитическая революция. Н

Что такое неолитическая революция. Втечение нескольких мил­лионов лет человек существовал за счет охоты, рыболовства и собирательства. Люди «присваивали» себе продукты природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающим. Человек полностью зависел от природы, внешних условий, изменений климата, обилия или скудости добычи, случайной удачи.

Около 11 - 10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и жи­вотноводство. Люди начали самостоятельно и целенаправленно про­изводить необходимые для их жизни продукты. Отныне они на­много меньше зависели от окружающей среды. Такой тип хозяй­ства называется производящим. Производящее хозяйство до сих пор является основой жизни человечества.

Переход к производящему хозяйству у ряда племен и народов начался в период мезолита и завершился в неолите. Появление производящего хозяйства за сравнительно короткое время корен­ным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них. Эти переме­ны историки назвали неолитической революцией.

Причины неолитической революции. Около 12 тыс. лет назад быстро начал таять ледник. За сравнительно небольшой период тундра и территория ледника покрылись густыми лесами. Каза­лось, такие перемены будут на пользу человеку. Однако вымерли мамонты и многие другие крупные животные, в течение тысяче­летий дававшие человеку основную пищу. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы.

Охотники мезолита изобрели лук со стрелами. Теперь добычу могли поражать издали. На основе принципа действия лука созда­ли различные ловушки и капканы. Другим изобретением стал бу­меранг, имевший свойство при неудачном броске возвращаться назад. Стали строить лодки и плоты. На них плавали не только по рекам и озерам, но и выходили в море.

Наиболее тяжелые последствия таяние ледника имело для на­селения Передней Азии(территорияТурции,Сирии,Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и др.). В период палеолита здесь охоти­лись на диких баранов, кабанов, козлов, быков, собирали семена дикорастущих злаков - пшеницы, ячменя, проса. Эти растения в диком виде растут только в горных районах Передней Азии. Для срезания колосьев злаковых культур изобрели специальное ору­дие - серп.

Внутри изогнутой деревянной рукоятки вытачивали паз, в ко­торый вставляли вплотную друг к другу остро заточенные камни размером в 1 - 2 см. Их закрепляли смолой или бетоном. Если один из камушков ломался или выпадал, его заменяли другим, посколь­ку они все были стандартной формы. Ученые называют такие из­делия микролитами. В период мезолита микролиты различной фор­мы распространились на огромных территориях Евразии, Африки. Их вставляли не только в серпы, но и в ножи, мечи, топоры, копья, стрелы.



Во время таяния ледника в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Эколо­гический кризис заставил людей искать новые источники суще­ствования. Выход был найден в искусственном разведении расте­ний и выращивании животных.

Зарождение производящего хозяйства. Собиратели съедобных
растений заметили: если зерна зарыть в рыхлую землю и поливать
водой, то из одного зерна вырастет колос со многими зернами.
Так родилось земледелие. Для посева каждый год отбирали только
лучшие зерна. Со временем изменились внешний вид и многие
полезные свойства этих растений. ^

В условиях засухи звери стали меньше бояться людей и даже заходили в их поселения в поисках воды. Охотники ловили их живьем, держали в загонах и съедали по мере необходимости. Не­которые животные рождались уже в неволе. Со временем рожден­ные в неволе животные стали главным источником мяса. За этими животными ухаживали, их пасли, отбирали лучших для размно­жения. Домашние животные стали отличаться от своих диких пред­ков по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание {доместикация) животных. Появилось животноводство {скотоводство).

Злаковые культуры и домашние животные, полученные древ­ними жителями Передней Азии, и поныне остаются основными источниками пищи для человечества.

Древнейшая стоянка со следами сельского хозяйства Зави Чеми Шанидар раскопана на севере Ирака и датируется X-IX тысяче­летиями до н.э.



Первыми были одомашнены в X-IX тысячелетиях до н. э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошла и доместикациякошкикотораяспасалазапасызернаотгрызунов Из растений первыми одомашнили несколько видов пшени­цы, ячмень, просо, чечевицу. Позже научились выращивать сли­пы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.

Земледелие и скотоводство начало зарождаться в оазисах Пе­редней Азии около 11 тыс. лет назад. Позже климат стал более влажным, и сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, Балканский полуостров, Средняя Азия и др.). Большую роль в распространении неолитической революции сыграли переселения племен. На новых землях выводили новые виды культурных расте­ний и животных. Например, в Средней Азии одомашнили верб­люда.

Некоторые ученые считают, что в ряде мест сельское хозяй­ство возникло самостоятельно, вне связи с Передней Азией. К таким местам, несомненно, принадлежит Америка. Рис «одо­машнили» в Индии и Китае. Возможно, в Европе был самостоя­тельно доместирован крупный рогатый скот. Однако большин­ство домашних животных (овцы, козы, коровы) и растений (пше­ница, ячмень, просо) имели своими «предками» диких живот­ных и растения, которые имелись только в Передней Азии. Кро­ме того, в течение нескольких тысячелетий сельское хозяйство существовало лишь в данном регионе. Эти факты свидетельству­ют в пользу теории моноцентризма происхождения сельского хо­зяйства.

Последствия неолитической революции. Вслед за появлением сельского хозяйства последовало еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани. Важнейшим изобретением стала керамика (самые первые образцы датируются VIII тысячелетием до н.э.). У ряда племен использовали гончар­ный круг. Из глины изготавливали и кирпичи.

Для полива полей строили примитивные каналы и бассейны, постепенно ирригационные сооружения становились все сложнее. Для обработки полей придумали сохи и плуги. Долгое время их тянули несколько человек. Позже в них стали впрягать быков.

На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII -VII тысячелетий до н.э. Чайёню в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V- IV тысячелетий до н.э. на Ближ­нем Востоке наступает период энеолита - медно-каменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Брон­зовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV-IIIтысяче­летий до н.э. и Европе во II тысячелетии до н.э. Железо начали изготавливать с конца II тысячелетия до н.э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н. э. в Европе и ряде других мест. После освоения массового производства изделий из железной рудыкаменныеору­дияокончательноисчезли Неолитическая революция на территории современной России.

Встепях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых там начали раз­водить 8 - 7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель.

Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на сто­янках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.

Одомашнивание лошади резко ускорило ход истории. Так, после появления домашних лошадей на Ближнем Востоке, там возник­ли первые крупные государства. Лошади облегчали связи между разными народами, что способствовало их взаимному развитию. Неслучайно в регионах, где не было возможности одомашнить лошадь, развитие шло замедленными темпами (например, Аме­рика, Австралия).

У истоков цивилизации

Общественное разделение труда. Зарождение ремесла и торгов­ли. Хозяйство в первых общинах земледельцев и скотоводов носи­ло комплексный характер. Выращивание злаковых культур и раз­ведение скота дополняли друг друга. Однако различия в природ­ных условиях очень скоро привели к появлению специализации. Она усилилась по мере распространения производящего хозяй­ства на новые территории.

На плодородных землях основным занятием становится зем­леделие и связанное с ним животноводство. Земледельцы вели оседлый образ жизни. Племена, оказавшиеся в степных районах, полностью переключились на скотоводство, которое после доме­стикации лошади и освоения колеса приобрело кочевой характер. Произошло так называемое первое крупное общественное разде­ление труда - выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.

В поселениях земледельцев появлялись люди, которые специа­лизировались на производстве различных изделий из камня, ме­таллов, глины, на изготовлении тканей и т.д. Их называют ремес­ленниками. Со временем многие стали жить исключительно за счет ремесла. Произошло второе крупное общественное разделение труда - выделение ремесла из земледелия и скотоводства.

Общественное разделение труда способствовали развитию об­мена. Ремесленники снабжали своими изделиями земледельцев и скотоводов, получая от них продукты питания.Земледельцыи скотоводы также обменивались произведенными продуктами. Так урождалась торговля.

Протогорода. Некоторые поселки земледельцев превращались в более крупные поселения. Вокруг них стали возводить для защиты ОТ врагов стены из камня или глины. Дома тоже стали нередко делать из глиняных кирпичей. Такие поселения напоминали горо­да. В центре поселения обычно возвышался один или несколько храмов - жилищ богов. Боги теперь считались покровителями уро­жая и домашних животных. Особо почитали бога солнца, бога вет­ра, бога дождя, которые управляли явлениями природы, влияю­щими на жизнь земледельцев и скотоводов.

Одно из древнейших поселений обнаружено в городе Иерихоне is Палестине. Люди здесь начали селиться в VIII тысячелетии до н.э. Вокруг древнего Иерихона, в котором жило до 3 тыс. человек, найдены остатки стен толщиной до 3 м из камня. В окрестностях протогорода выращивали пшеницу, чечевицу, ячмень, инжир, добывали асфальт и серу, которые продавали соседям.

Еще более крупное поселение городского типа Чатал-Гуюк (Чатал-Хююк) существовало в VII - VI тысячелетиях до н.э. в Ма­лой Азии. Жилища в Чатал-Гуюке строили из высушенных на солн­це кирпичей. Стандартные дома стояли вплотную друг к другу, улиц в городе не было, а вся жизнь вне дома проходила на кры­шах, где находились двери в жилища. Жители занимались выра­щиванием хлеба на окрестных полях. Для их орошения строили простейшие каналы.

Начало формирования народов. С освоением производящего хо­зяйства усиливаются различия в темпах развития разных регио­нов мира. Там, где существовали благоприятные условия для сель­ского хозяйства, ремесла, развитие шло быстрее. Природно-кли­матические условия сказались и в ходе формирования разных народов.

Лингвисты размещают мертвые и современные языки по язы­ковым семьям, группам. Предполагается, что некогда предки но­сителей родственных языков составляли единые общности, жили в одном месте. Затем отдельные группы этих общностей расходи­лись на разные территории, смешивались с другими племенами, в их языках появлялись различия.

Ученые спорят, какие народы жили на территории Передней Азии в период складывания там производящего хозяйства. В этом регионе формировались многие языковые семьи. В частности, там, а также в Северной Африке обитали племена, давшие начало се­мито-хамитским языкам. На этих языках говорили многие древние народы: египтяне, вавилоняне, ассирийцы.

Существует точка зрения, что в некоторых районах Передней Азии в период неолита жили племена, давшие начало индоевро­пейским языкам. В наше время на индоевропейских языках разговаривает значительная часть населения земного шара. К индоевро­пейским языкам относятся и славянские языки.

Вопрос о времени и месте появления индоевропейцев является предметом споров ученых уже на протяжении более двухсот лет, с тех пор как было установлено родство языков, распространен­ных на огромных землях от Индии до Западной Европы (отсюда и их название). В настоящее время большинство ученых считают, что индоевропейская общность начала складываться в IV-IIIты­сячелетиях до н.э. Но есть мнения и о более раннем периоде (VI - V тысячелетия до н.э.).

Раньше полагали, что прародина индоевропейских народов - Южная Скандинавия и Северная Германия. В настоящее время эта точка зрения почти не имеет сторонников. Имела распростране­ние теория балкано-дунайской прародины. Ныне все более попу­лярной становится версия о южнорусской прародине (Восточная Украина, Северный Кавказ, Поволжье, Южное Предуралье). На­конец, высказывается версия о восточно-анатолийской прароди­не (север Передней Азии).

Основным занятием индоевропейских племен долгое время являлось скотоводство. Именно древние индоевропейцы одомаш­нили лошадь. Овладение секретом изготовления бронзового ору­жия сделало индоевропейцев очень воинственными. Отдельные их группы двинулись в разные стороны, стремясь захватить лучшие земли. Смешавшись с другими племенами и передав им свои язы­ки, они заселили Европу, Среднюю Азию, Иран, Индию и т.д.

Эволюция общественных отношений. Соседская община. Период мезолита и неолита стал временем перемен в основной ячейке тогдашнего общества - общине.

У земледельцев по мере совершенствования орудий труда, ис­пользования рабочего скота отдельная семья становилась все бо­лее самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение брон­зовых, и особенно железных, орудий труда. Родовая община усту­пала место соседской. В ней родовые связи сменялись территори­альными.

Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине ста­новятся собственностью отдельных семей. Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На паш­не, как правило, трудились члены одной семьи, однако расчист­ку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.

У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей соб­ственностью рода.

Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. В самих семьях возрастала власть главы над другими домочадцами. 11 с которые семьи становились более состоятельными, чем дру-РИв, накапливали богатства. В наиболее выгодном положении ока­пывались вожди, старейшины.

У истоков государственности. Высшим органом управления в общинах и племенах являлось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники и члены племени. Избиравший­ся собранием на период военных действий вождь всецело зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет об­щины, племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями. Таким образом, организацию власти в пер­вобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.

По мере развития материального неравенства нарастало и не­равенство в сфере управления. Более состоятельные члены общи­ны, племени начинали оказывать все большее влияние на управ­ление. В народном собрании их слово становится решающим. Власть вождя распространялась на мирные периоды, и постепенно нача­та переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменни­ками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления собственности у отдельных семей, появилось воровство, которого раньше не существовало, поскольку все было общим.

Развитию неравенства способствовало усиление столкновений между племенами. В период палеолита войны были редки, часто прекращались при первых ранениях. Войны в условиях становле­ния производящего хозяйства велись постоянно. У отдельных об­щин и племен накапливались большие запасы продовольствия.)тому завидовали другие племена, более бедные. Да и богатые племена не прочь были поживиться на стороне.

Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачи­вались лучшие воины (дружинники).

Во многих древних обществах вожди также приобретали жре­ческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обряда­ми при храмах.

Со временем соплеменники начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были доб­ровольные дары, знаки уважения. Затем добровольные пожертво­вания стали обязательными податями - налогами. Материальной основой данного явления стали успехи в хозяйственном развитии. Подсчитано, например, что первобытный земледелец Передней Азии за два месяца работы обеспечивал себя продуктами на це­лый год. Произведенное в остальное время он отдавал вождям, жрецам. После успешного набега на соседей вождь и его дружинники получали большую и лучшую часть добычи. Много добычи доста­валось также старейшинам и жрецам. Среди добычи были и плен­ные. Раньше их отпускали, либо приносили в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали заставлять работать. Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.

Объединенные в союзы племена обычно не были равны между собой. Часто одно племя доминировало в союзе, иногда силой заставляя других вступать в союз. Нередким явлением становилось завоевание одним племенем других. В этом случае завоевателям приходилось разрабатывать новые механизмы управления. Вожди племен-завоевателей становились правителями, а их соплеменни­ки - помощниками по управлению покоренными. Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления об­ществом, отделенных от самого общества.

Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Так, даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Со­брание избирало преемника умершему вождю, даже если он был его сыном. Роль самоуправления возрастала в экстремальных ус­ловиях: при нападении более сильного врага, стихийном бедствии и т.д.

Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни. Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и под­держивать в исправном состоянии сложные ирригационные со­оружения.

Начало цивилизации. Период первобытности в отдельных райо­нах земли закончился на рубеже IV-IIIтысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизаци­ей. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Стро­ительство городов является одним из первых признаков рожде­ния цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилиза­ции.

К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распростра­нения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлан­тического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации рас­ширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов. Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее Влияли природно-климатические условия, обстоятельства исто­рического пути народов и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю от­дельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая ци-килизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их в две модели - древневосточную цивилизацию и античную циви-i/нацию.

Древневосточная - первая цивилизация. Древнейшей ее фор­мой стали государства в долинах великих рек - Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монар­хов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объеди-неиное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль.

Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она ох­ватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преоб­ладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль иг­рал труд рабов.

Неолит – это новый каменный век. Его хронологические рамки – VII-IV тыс. до н.э. Неолитическая революция - переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве, трактуется учёными как переход от присваивающей к производящей экономике. Ученые не пришли к единому мнению о причинах перехода к производящему хозяйству. Причины: 1. Истощение запасов дичи и полезных растений с совершенствованием способов охоты и ростом численности населения. 2. Повышение технического уровня орудий труда и развитие знаний. 3. Наличие благоприятных природных условий, способствующих развитию земледелия и скотоводства. Сущность заключалась в том,что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм.Среди основных последствий неолитической революции - не только дальнейший рост численности и плотности населения, но накопление и развитие культурных традиций (вследствие наличия большого количества свободного времени для занятия художественным творчеством), формирование нового образа жизни, появление возможности содержать лиц, не занятых непосредственно в процессе производства. Таким образом, "неолитическая революция" - кардинальный рубеж в истории человечества, выведший на авансцену истории в 9-3 тыс. до н.э. общества земледельцев-скотоводов (раннеземледельческие общества или культуры), явившиеся, в свою очередь, исходным пластом цивилизации. Общественные и природные факторы по-разному проявлялись в различных уголках земного шара. Отсюда значительное различие в характере раннеземледельческих культур и в созданных ими культурных комплексах.

5. Кризис первобытнообщинной модели хозяйственного развития: причины, сущность и последствия. Разложение первобытного общества началось примерно в IV тыс. до н. э. Изобретение и освоение принципиально новых материалов (бронзы), технологий (системы орошаемого и плужного земледелия), усиление имущественного неравенства, зарождение частной собственности неизбежно вели к возникновению классов и государства. Совершенствование орудий труда, повышение их производительности, образование на этой основе прибавочного продукта имели глубокие социально-экономические последствия. Экономическая структура первобытного общества стала тесной для новой технической базы, тормозила ее развитие. Возникновение частной собственности, распространение обмена и зарождение на этой основе имущественного и социального неравенств способствовали образованию нового типа общества, появлению государства. Среди факторов, способствующих разделению, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли. Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение пленных в рабов, превращение рода кровнородственного коллектива в территориальную общину. Разрушение первобытного общества в различных регионах мира происходило в разное время. Разнообразными были и модели дальнейшего хозяйственного развития. В конце IV тысячелетия до н. э. в Месопотамии, а затем в Египте возникли первые государства.


6. «Восточная» модель хозяйственного развития: основные черты и особенности. «Азиатский способ производства» - термин, введённый К. Марксом, характеризует сущность социально-экономического развития восточных (неевропейских) обществ. Азиатский способ производства был основой первой классовой общественно-экономической формации, возникшей впервые на Востоке в конце 4 тыс. до н. э. и просуществовавшей там до конца второго тысячелетия н. э. Для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты : 1. Рабы не составляли главную производительную силу общества, т. е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и ремесле занимались люди, считавшиеся свободными. 2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности. 3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданничества - отсутствие прав при безусловном несении повинностей в пользу государства. 4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т. е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства». 5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы земледелия. 6. Экономика отличалась консервативностью, что привело общество к стагнации. Особенности: На Древнем Востоке раньше всего остального мира начала расцветать довольно высокая материальная культура (благоприятные климатические условия), можно было получать значительный прибавочный продукт при низком уровне техники земледелия и затрате малых людских ресурсах. Вследствие этого у людей появляется свободное время и возможность посвящать себя не только добыванию пищи. Возникает деление общества на классы. Государству в восточном обществе принадлежит всё, осуществляется эффективный централизованный контроль над обществом. Причастность к власти дает привилегии. Азиатский способ производства строится, в отличие от рабовладельческого, на эксплуатации не рабов, а общинников. Количество рабов очень мало, их используют не в крупном товарном производстве, а в качестве слуг. Ремесленников и купцов также мало, к тому же торговля менее развита по сравнению с рабовладельческим строем. При азиатском способе производства можно выделить два важнейших класса: крестьянство и бюрократию. Крестьянство формально свободно, но невозможность продажи земли и некоторые повинности в пользу государства напоминают феодальную зависимость. Подавляющее число жителей государств Древнего Востока были заняты в структуре сельского хозяйства. Но земля без воды не представляла никакой ценности. Оросительные системы были собственностью государства. Работы по созданию таких систем требовали больших людских ресурсов. Общинная трудовая повинность вскоре превратилась в государственную. Таким образом, государство подчинило себе общинников-земледельцев, и они практически перестали быть свободными. Их использовали при создании сложных оросительных систем, при строительстве храмов и других циклопических сооружений. В отличие от рабов, это была даровая рабочая сила, которую не надо было кормить и одевать. Их труд можно было использовать очень расточительно. Экономически эти страны почти не развивались. Это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации являлось то, что интересы личности подчинялись общественным. Интересам общины, касты, государства. Подавлялась любая предпринимательская инициатива, которая невозможна без свободного распоряжения собственностью.

От примитивнейших занятий (собирательства и охоты) к воспроизведению продуктов питания. Сам термин появился в середине прошлого века и обозначал процесс, в результате которого охотники и собиратели каменного века научились самостоятельно выращивать съедобные культуры и приручать полезных домашних животных.

Временные рамки процесса

Неолитическая революция, то есть переход от присваивающего к производящему хозяйству, происходила на Земле не одновременно. Регионом, где впервые свершился этот переход, является Азия. Это произошло примерно в IX тысячелетии до н.э. Во многих других регионах, в том числе и в части Европы, неолитическая революция произошла только в IV тысячелетии до н.э. Этот эволюционный этап был настолько важным, что именно он позволил породить первые цивилизации планеты.

Неолитическая революция и ее последствия

Кроме того, увеличение количества населения и усложнение социальной стратификации ведет к появлению первых управленцев: старейшин, вождей - вокруг которых со временем формируется военная сила для защиты от соседних племен, она также использовалась как принудительный аппарат для сбора дани с соплеменников.

От доисторического общества к первым государствам

Так, неолитическая революция из первобытных племен охотников и собирателей создавала первые, самые ранние государственные образования. Поскольку изначально этот процесс стал поступательно развиваться в междуречье Тигра и Евфрата, то именно здесь к III тыс. до н.э. и родились первые государства Шумер, Аккада, позднее - Вавилон и Ассирия. Здесь впервые человеком создается письменность, с появлением которой (в данном случае - клинописи) историки связывают окончание доисторической, первобытной эпохи и начало древней истории мира. Немногим позже подобный путь прошли другие цивилизации в Индии, Китае, Египте.

Под термином «неолитическая революция» подразумевается качественный скачёк в производственной деятельности первобытного человека. Она характеризуется переходом от примитивного собирательства и охоты к более высокой степени организации производства – сельскому хозяйству.

Согласно данным археологии, неолитическая революция происходила независимо друг от друга в нескольких местах планеты.

Очаги неолитической революции

Причём происходила революция в разное время, с разной скоростью, и охватывала различные по площади районы расселения человека. К очагам неолитической революции традиционно относят:

  • Месопотамия, Финикия, Египет – это так называемый «плодородный полумесяц», где более 11 тыс. лет назад человек впервые перешёл от охоты к скотоводству, а от собирательства к растениеводству. Благодаря этому переходу, в долинах Нила, Тигра и Евфрата сложились древнейшие государства мира – Шумер и Древний Египет.
  • Восточно-китайская равнина. В долинах рек Хуанхэ и Янцзы человек перешёл к сельскому хозяйству 9 тыс. лет назад. Здесь позднее образовались древнекитайские царства.
  • Новая Гвинея. Этот тихоокеанский остров также 6-8 тыс. лет назад стал одним из центров неолитической революции. Сегодня, глядя на отсталый остров с полудиким населением, в это трудно поверить. Однако данные археологических исследований утверждают, что задолго до зарождения Европейской цивилизации, древние папуасы уже были знакомы с земледелием.
  • Центрально-мексиканское нагорье. Здесь, в будущей колыбели империи Ацтеков, 5-4 тыс. лет назад древние индейцы уже занимались земледелием, выращивая маис и другие растения.
  • Побережье Гвинейского залива. Предки экваториальных западноафриканских народов научились выращивать домашние растения около 4 тыс. лет назад.
  • Самым последним очагом неолитической революции стала Южная часть долины реки Миссисипи, на территории современных Соединённых Штатов (около 3 тыс. л.н.).

В остальные уголки планеты земледелие и скотоводство распространилось имен из вышеперечисленных очагов неолитической революции. К слову, ещё в ХХ веке существовали народы и племена, которых неолитическая революция так и не коснулась.

В качестве примера можно привести южноафриканских бушменов, австралийских аборигенов, индейские племена Амазонской сельвы, австралийских аборигенов. Данные народы, вплоть до их открытия европейскими путешественниками не знали металла, пользуясь каменными и деревянными орудиями. Основу их жизнедеятельности, как десятки тысячелетий назад, составляло собирательство и охота.

Предпосылки для неолитической революции

Сам термин «неолитическая революция» был введён австралийским археологом Чайлдом, после изучения и систематизации археологических данных из разных концов Земли. Среди современных историков и археологов нет единого мнения относительно причин, вызвавших это хозяйственно-экономическую революцию.

Имеется несколько теорий, каждая из которых имеет право на существования, а во многом эти научные гипотезы дополняют друг друга, давая более полное представление о произошедших изменениях в укладе жизни древнего человека.

К версиям, имеющих наибольшее число сторонников в среде учёных, относятся следующие теории.

Оазисная. Данную гипотезу выдвинул собственно археолог Чайлд, открыватель неолитической революции.

Согласно его теории, осушение климата с завершением ледникового периода привело к опустыниванию значительных территорий. И люди, и животные были вынуждены переселяться на относительно небольшие участки суши в оазисах и долинах рек.

Здесь-то и произошло постепенное одомашнивание диких зверей, вынужденных жить по соседству с человеком. А растения, произраставшие на плодородных орошаемых землях, составили основу растениеводства.

«Холмистые склоны». Сторонники этой теории утверждают, что благоприятные условия для одомашнивания зверей сложились в прохладных высокогорных районах, куда перекочёвывали животные и люди, спасаясь от засушливой жары.

Демография. Эту гипотезу научному миру предложил американский географ Зауэр. Он считает, что резкий рост популяции человека, произошедший в конце ледникового периода был вовсе не следствием неолитической революции, а её непосредственной причиной.

Якобы резко увеличившим своё народонаселение древним племенам уже не хватало для пропитания собирательства и охоты. Поэтому, древние люди для выживания должны были перейти к более продуктивной экономике – земледелию и скотоводству.

«Целенаправленная эволюция». Данная теория предполагает предопределённый эволюцией симбиоз (взаимовыгодное сожительство) людей, животных и растений. Таким образом, адепты данной гипотезы рассматривают неолитическую революцию как часть общего эволюционного процесса.

Климатический. Учёные, выдвигающие данную теорию, опираются на геологические данные, утверждающие, что далеко не во всех регионах неолитической революции имелся жаркий засушливый климат.

В некоторых регионах, где возникли очаги неолитической революции, длительное время стоял благоприятный, умерено влажный климат. Поэтому сторонники климатической теории считают, что именно благоприятный климат сыграл основную роль в переходе к земледелию.

Последствия неолитической революции

Неолитическая революция имела для человечества глобальные последствия , в итоге приведшие к образованию первых цивилизаций. Занятие земледелием вынудило людей отказаться от постоянных кочёвок в поисках пропитания.

Осёдлость проживания стало главным фактором образования первых племенных союзов и государств. Племена, вынужденные охранять свои земледельческие угодья и домашний скот от агрессивных соседей консолидировались с другими племенами в более крупные группы.

У больших племенных союзов было больше шансов отстоять свои земли и имущество, а также при случае захватить чужое. Появляются особые классы воинов, военных вождей, а позднее – и царей.

Более прогрессивная экономика, основанная на сельском хозяйстве, стала причиной появления остаточного продукта. Остаточным называют всю продукцию, которая остаётся сверх того, что необходимо племени для удовлетворения потребностей в пище, одежде и предметах быта.

Излишки производства обменивались у других племён на те предметы, которые были в дефиците. Таким образом, зарождалась торговля – двигатель любой современной экономики.

Неолити́ческая револю́ция (или «неолитизация») - переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному наземледелии и животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7­-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад .

Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено австралийско-британским археологом-марксистом Гордоном Чайлдом в 1923 году. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохинеолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях.

Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности - атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века. Неолитическую революцию можно трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой, отныне он оказывается воппозиции к ней, подстраивая окружающую среду под свои нужды, что приводит к возникновению цивилизациии технического прогресса.

Переход от присваивающей к производящей экономике. Соотношение технологических характеристик неолита с появлением производящего хозяйства и последовательность этих событий у разныхкультур остаются предметом обсуждения и, по-видимому, различаются, а не являются только лишь следствием действия неких универсальных законов развития человеческого общества .

Существует несколько конкурирующих (но не взаимоисключающих) теорий о причинах появления земледелия. Наиболее распространенными считаются следующие.

    Теория «оазисов», приверженцем которой был сам Гордон Чайлд . Она привязывает экономические перемены к изменениям климата в конце ледникового периода, которые сопровождались засухой и миграциями людей и животных в оазисы, где и происходило одомашнивание как животных, так и растений. Эта теория в настоящее время не получает подтверждения, так как ледниковый период закончился раньше и предполагаемые климатические изменения относятся к другой эпохе.

    Теория «холмистых склонов». Предполагает, что одомашнивание началось на холмистых склонах гор Тавра в Турции и Загроса в Иране, где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которых некоторые были одомашнены .

    Теория «фиесты» допускает, что в рамках местной культуры имела место демонстрация своей власти и могущества, в частности, в виде организации многолюдных праздников, фиест. Для этого было необходимо сделать запасы дичи и злаков, часть которых произрастала возле жилищ или размножалась в неволе.

    «Демографическая теория» была предложена Карлом Зауэром и допускает, что увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию, так как для того, чтобы кормить больше детей, местных ресурсов диких растений не хватало, и тогда их стали культивировать.

    Теория «целенаправленной эволюции» рассматривает одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошёл специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием.

    Ещё один вариант увязывания экономического прогресса с изменениями климата состоит в предположении, что появление земледелия стало возможным в связи с наступлением длительного периода стабильного и предсказуемого климата, что очень важно для растениеводства .

    Гипотеза религиозной революции. Заключается в том, что причиной, побудившей людей к оседлому образу жизни явилась новая религиозная идея, согласно которой возникла необходимость сохранять связь с умершими предками, что осуществлялось путем захоронения их останков под полами стационарных жилищ. Согласно Зубову А. Б. археологические источники показывают, что такая практика осуществлялась во всех очагах зарождения неолитической культуры.

    Переход к земледелию трудно объяснить, если учесть, что, «ведение сельского хозяйства, вероятно, обусловило увеличение доли труда на душу населения и ухудшение качества пищи». До эпохи земледелия люди имели более разнообразную пищу за счет охоты и собирательства, причем охота и собирательство само по себе являлись более приятным занятиями, чем земледелие (в особенности, интенсивное). Охотники и собиратели использовали свои умственные и физические способности так, как их к этому предназначила природа. Напротив, земледелие, особенно до начала использования тягловых животных, предполагало тяжелый механический труд. Приготовление пищи было также трудным занятием, поскольку зерна приходилось толочь вручную. А конечным результатом этого для большинства людей была однообразная пища с низким содержанием белка и витаминов. Однако общее количество такой пищи оказывалось значительно более обильным, нежели могла дать такая же территория охотничьих угодий, что позволило значительно увеличить концентрацию населения в одном племени, сделать его жизнь более независимой от природных условий и более защищённой от агрессии соседей.

    Целенаправленное выращивание растений создало условия для развития общества , что привело к появлению первых цивилизаций III тыс. до н. э.). Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. В эпоху неолита же возникает производящее хозяйство. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство осёдлых поселений сделали человека относительно независимым от окружающей природы. Повышенная концентрация населения изменила структуру племени с родовой общины на соседскую. В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии и других регионов Западной Азии, Египта , Китая , Японии и древней Америки . Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.

Просмотров