Методическая разработка "урок пресс-конференция по географии". Открытый урок-конференция по географии "глобальные проблемы человечества" Подготовка к уроку

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №32 имени «Молодой гвардии»

Октябрьского района г. Ростова-на-Дону

Разработка урока-конференции по географии для

с использований мультимедийных презентаций

по теме «Европейский Юг. Республики Северного Кавказа»

Составитель:

учитель географии МОУ СОШ №32

9 класс

Экономическая и социальная география России

урок-конференция «Европейский Юг. Республики Северного Кавказа»

учитель географии МОУ СОШ №32

Тип урока: урок - конференция

Цели урока:

· продолжить формирование представлений и знаний у школьников об экономических районах России;

· познакомить учащихся с особенностями географического положения и основными чертами природы республик Северного Кавказа;

· изучить особенности населения региона, его состав и структуру;

· проанализировать основные проблемы региона – социальные, экономические, экологические и возможные пути решения этих проблем.

Задачи урока:

· развивать у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи;

· способствовать формированию информационной культуры ;

· формирование умений работать с разными источниками географической информации;

· способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к Родине;

· развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность);

· понимание важности толерантности и общественного поведения в многонациональной стране;

· уважение к истории и культуре, традициям народов России;

Технологии урока:

· постановка учебного процесса на опережающей основе;

· педагогического сотрудничества;

· критического мышления.

Методы урока:

· интегративный

· личностно-ориентированный

Оборудование:

карты России – политико-административная, физическая, Северного Кавказа, компьютер и проектор; презентации учащихся по республикам Северного Кавказа; атласы.

Подготовка к уроку

Класс заранее делится на группы, это представители республик, эксперты, корреспонденты. В группе по 5-6 человек. Каждая группа выполняет электронную презентацию по республике.

ХОД УРОКА

I . Активизация опорных знаний

Учитель задает вопросы аудитории:

1. Перечислите особенности экономико-географического положения Северного Кавказа?

2. Охарактеризуйте особенности рельефа района. 3. Назовите главную отрасль специализации этого района?

4. Каковы особенности сельскохозяйственной специализации этих территорий?

5. Почему г. Ростов-на-Дону называют «воротами Кавказа»?

Основная причина объединения данных территорий – общность социальных и экономических проблем . Цель нашего урока: познакомиться с экономико-географическими особенностями территорий на примере республик Адыгеи , Северной Осетии-Алании, Дагестана, Ингушетии;

вскрыть социально-политические предпосылки развития гражданского общества на Северном Кавказе; определить пути к урегулированию религиозных и национальных проблем (цели урока, план работы конференции записаны на доске).

III . Приветствие к участникам урока - конференции:

(звучит музыка народов Кавказа)

Представители республик обращаются к участникам на армянском, лезгинском, азербайджанском, ассирийском, адыгейском ингушском языках:

« Здравствуйте, дорогие ребята! Вас приветствует дружная семья народов Северного Кавказа. Россия – многонациональное государство. Его история – это история взаимоотношения ее народов. Каждый из народов имеет свой язык, уклад жизни, обычаи и традиции, культуру, трудовые навыки. Задачи сегодняшнего дня – это создание условий для мира и процветания на нашей Земле!»

Ученица читает стихотворение учителя русского языка МОУ СОШ №32 « Дружба всех дороже»

Земля Донская – Родина для всех,

Живут на ней различные народы.

Ведь все они, как пальцы в кулаке,

Боролись ради жизни на Земле

И ради счастья и свободы!

Татары, русские, армяне,

Чеченцы, немцы, ингуши,

Лезгины, турки, украинцы,

Грузины, греки, латыши.

И победили мы в войне лишь потому,

Что дружба нас соединила,

А дружба всех народов – это сила,

Которую ничем не заменить,

Для этого на свете стоит жить!

Ученик читает слова Расула Гамзатова

« Каждый человек смолоду должен понимать, что он пришел на землю для того, чтобы стать представителем своего народа, и должен быть готовым принять на себя эту роль.

Человеку дают имя, папаху и оружие, человека с колыбели учат родным песням.

В какие бы края ни забросила его судьба, он должен везде чувствовать себя представителем той земли, тех гор, того аула, где он научился седлать коня.

Когда у тебя спрашивают, кто ты такой, можно предъявить документ, паспорт. Когда же у народа спросить, кто он такой, то народ, как документ, предъявит своего ученого, писателя, художника, композитора»

Учитель Северный Кавказ – это болевая точка на карте России. Давайте вспомним и почтим память погибших в террористических актах в Беслане, Москве, Каспийске, Волгодонске и других гjродах.

(звучит тихая скорбная музыка)

Основные производства республики:

Сельское хозяйство

Виноделие

Рыболовство

Народные промыслы

Добыча нефти

Производство электроэнергии

В Дагестане широко известны лезгинские поэты С. Кочхюров и Е. Эмин, кумыкский поэт И. Казак, аварский - Махмуд (М. Магомедов), даргинский - Батырай. Расул Гамзатов всемирно известный поэт республики. Богато народно-поэтическое творчество дагестанцев - песни, сказки, предания и легенды.

Огромный интерес представляют старые сооружения Дагестана. В Дербенте сохранились Джума - мечети и цитадель Нарын-Кала. В горных районов Дагестана остались многочисленные постройки бешен и крепостей. Террасы горных аулов тоже памятники старены. Жилые дома, построенные в 18-19 в. в образуют единое ступенчатое сооружение. Распространены были купольные мавзолеи, арочные мосты, архитектурно оформленые родники.

Ювелирные украшения в женском костюме - особая тема для дагестанских женщин. В прошлом больше всего ценилось золото и серебро.

Дагестанская женская одежда необычайно разнообразна по форме, используемому материалу, художественной композиции и декору. В каждом костюме есть свой художественный образ, своя индивидуальная выразительность.

Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают его недостатки. Мудрость народная учит:

Первое достоинство человека - ум

Второе достоинство человека - дружба

Третье достоинство человека - совесть

Четвертое достоинство человека - хорошее воспитание

Пятое достоинство человек а- счастье

Лезгинка - народный танец кавказских горцев. Знаменитый танец «лезгинка» известен в Иране под названием «Лазги, лезги», в Грузии «Лекури». Лезгинка-танец - соревнование демонстрирующий ловкость, неутомимость танцоров. Современную дагестанскую кухню однозначно охарактеризовать невозможно. Блюда, бытующие в каждом отдельно взятом районе Дагестана, несут особый колорит. К примеру, в каждом национальном районе готовят хинкал, который подают как первое или второе. Распространенными блюдами считаются «курзе», «чуду», которые готовят из трав, творога, овощей.

Республика Адыгея

Земля Адыгеи заселена с давних времен. Письменные свидетельства о предках адыгов имеются в работах древнегреческих писателей начиная c V века до н. э. Адыги - народ, давший название республике, - древнейшие обитатели Северо-Западного Кавказа, известные с XIII в. как черкесы. Адыгейский язык относится к адыго-абхазской группе кавказских языков.

В средние века здесь проходил знаменитый Великий Шелковый путь из Европы в Азию.

Предки адыгов создали культуру, известную в мировой археологии как Майкопская. Десятки курганов, связанных между собой легендами, загадочные дольмены свидетельствуют о ее ярчайшем расцвете у древнейших кавказцев, их тесных связях с Европой и Востоком.

Адыгейская автономная область - образована 27 июля 1922 года. 28 июня 1991 года на V сессии областного Совета народных депутатов была принята Декларация о государственном суверенитете Советской Социалистической Республики Адыгея. Закон РФ от 3 июля 1991 года официально закрепил преобразование Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР.

Площадь Адыгеи – 7790 кв. км., длина границ – 900 км, протяженность территории республики с севера на юг – 208 км, с запада на восток – 165 км, в ней проживает 441,2 тыс. чел. В состав республики входят 7 административных районов: Гиагинский, Кошехабльский, Шовгеновский, Красногвардейский, Майкопский, Тахтамукайский, Теучежский. Адыгея входит в состав Южного федерального округа.

Положение Адыгеи на юге России, в предгорьях и горах Кавказа, в междуречье крупных рек благоприятно для освоения территории и удобно для связей со своими соседями.

Одной из крупных рек Адыгеи, ее естественной границей на востоке является река Лаба. Она самый крупный приток р. Кубани. Началом ее считается место слияния рек Большой и Малой Лабы. Длина собственно р. Лабы 214 км, вместе с Большой Лабой она составляет 341 км; общая площадь ее водосборного бассейна 12500 кв. км. Водный режим р. Лабы своеобразен, ее водность значительно колеблется по сезонам года. Сильные разливы и наводнения возможны практически во все сезоны, кроме зимы. Причины паводков - весеннее снеготаяние, летнее таяние ледников и осенние ливни.

Основные лесные ресурсы находятся в Майкопском районе, в котором сосредоточено 98 % всех лесов. В низкогорных лесах господствуют дуб черешчатый и дуб Гартвиса. Здесь же встречаются клен, ясень, груша кавказская, яблоня, кизил, боярышник .

На высоте м дубовые леса сменяются поясом буковых лесов. Произрастают также дуб скальный и граб кавказский. Из третичных реликтов здесь можно встретить тис ягодный.

Животный мир самых верхних ландшафтных зон представлен значительным количеством эндемичных видов и подвидов. Кавказская мышовка, прометеева полевка, кубанский тур, кавказская серна, каменная куница распространены только в Майкопском районе. Главной достопримечательностью фауны республики является горный зубр. В лесах горной Адыгеи обитают кавказский благородный олень, тур кавказский, серна, кавказский бурый медведь, кавказские виды выдры, барсука, рыси, дикого кота, лисицы, лесная и каменная куницы и др.

Ведущей отраслью производства является пищевая промышленность , удельный вес которой в общем объеме производства составляет более 35%. Производятся мясные, плодоовощные консервы, кондитерские, макаронные, винно-водочные изделия, различная молочная и мясная продукция. Наличие в республике лесных ресурсов обусловило развитие деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности ,

продукцией которой являются деловая древесина и изделия из неё, паркет, полуцеллюлоза, картон. Предприятия машиностроения и металлообработки производят и поставляют в различные регионы страны и за её пределы средние и тяжелые цилиндрические редукторы , технологическое оборудование для лесозаготовок , металлорежущие и деревообрабатывающие станки, станочные нормали и др.

Сельское хозяйство является одним из приоритетных направлений развития экономики. Ведущее место занимают выращивание и переработка зерна, сахарной свеклы, масличных и эфиромасличных культур, овощей и плодов, табака, выращивание крупного рогатого скота, свиней, овец, птицы, племенное коневодство.

Уникальные природно-климатические условия Адыгеи способствуют произрастанию таких южных культур как персик, черешня, кизил, айва, груша, виноград , чай. Промышленная продукция агропромышленного комплекс а составляет 32% всей промышленной продукции республики.

Территория Адыгеи относится к зоне смешанного туризма. Здесь имеются благоприятные условия для организации как спортивно-оздоровительных, так и познавательных маршрутов. Территория насыщена природными объектами, многие из которых имеют высокую экскурсионную ценность.

Правительством Республики Адыгея ведется большая работа по привлечению туристов и отдыхающих в регион, формированию его положительного имиджа.

Численность населения Республики Адыгея, по данным на 1 января 2007 года, составляет 441,2 тысячи человек, в том числе 69,6 тысячи человек - дети до 14 лет. Средняя плотность населения - 56,6 человек на 1 кв. км, что почти втрое превышает соответствующий показатель по России. Наиболее высока плотность населения в районах, расположенных на равнине - до 141 человека на 1 км.

Северная Осетия

Северная Осетия богата в рекреационном отношении. Большой популярностью пользуются бальнеологические курорты Кармадон, Тамиск и горно-рекреационный комплекс в Цейском ущелье. Республика - один из центров туризма и альпинизма Северного Кавказа.

Республика Ингушетия

Название республики происходит от русского наименования населения (ингуши - от названия села Ангушт) и от грузинского суффикса –ети-, что в сумме означает «место где живут ингуши». Но это название стало употребляться только с XVIII века. Само название народа «гІалгІай» - что означает «строитель», «житель башен»

Республика Ингушетия занимает площадь 19,3 тыс км2 , население – 460 тыс человек по меркам 2009 года.

Столицей республики является город Магас.

Граничит с Чеченской республикой, но границы являются лишь условными.

Президент республики – Евкуров Янус-Бек

Городское население – 198 тыс чел

Сельское население – 269 тыс чел

Плотность население – 127 чел на км2

Средний возраст – 26-28 лет

Национальный состав - ингуши 77%, чеченцы 20%, русские – 2%

Важнейшие ресурсы республики – это нефть, природный газ, мрамор, глина. Нефть, конечно же, основа топливно-энергетического комплекса. За год добывают примерно 11 млн. тонн нефти. Термальные источники используют как воду для оздоровительного купания, и как питьевую минеральную воду.

Горный и чистый воздух – вот секрет долгожительства ингушей. В республике много термальных источников, красивые пейзажи, великое множество исторических памятников. Особенностью республики является уникальное, традиционное построение домов. Большая часть населения проживает в горных районах, поэтому их жилища просто уникальны! Строения выдерживают оползни с гор и падающие камни.

Наиболее любимой пищей ингушей является мясо. Больше всего в республике употребляют баранину и птицу. Национальное блюдо – это жаренный на углях баран, украшенный овощами.

Национальный костюм ингушей внешне очень напоминает костюм казаков Дона. Но ингушей от казаков отличает яркость и пестрота тканей костюма (в данном случае женского) и дополнения из овечьей шерсти. У женщин это было платье-сарафан из нескольких слоев, волосы, как правило, частично были закрыты платком. У мужчин же, национальный костюм не повторим. Он состоит из жилетки и высокой шапки сделанной из овечьей шерсти. Раньше носить черную шапку и жилетку позволялось только женатому мужчине, но сейчас это утеряло свое значение.

Самой важной традицией за все существование ингушей является уважение и почитание предков. На каждый праздник принято посещать родственников на кладбище. В эту же традицию входит полнейшее послушание родителей. Еще одна интересная традиция – гостеприимность. Любой человек, зашедший в дом ингуша, тут же становился гостем. Гостю давали пищу и если надобно давали ночлег

Ингуши – мусульмане. Доминирующие религии в республике – ислам суннитского толка и православное христианство. Функционирует 45 Мечетей. А в станице Слепцовской имеется Исламский институт.

Промышленность у республики развита слабо. Только нефтяная отрасль процветает, все остальное находится в упадке. Помимо нефтедобычи в республике есть химическая, трикотажная , металлообрабатывающая, кондитерская промышленности (фабрики).

VII . Подведение итогов урока

Учитель Ребята, мы познакомились с презентациями, которые помогли нам ответить на главные вопросы нашего урока. Предлагаю вам дома в рабочей тетради письменно ответить на вопросы:

(вопросы проецируются на экран)

1. Северный Кавказ всегда привлекал жителей из других районов страны, почему? Укажи не менее трех факторов.

2. Выдели наиболее острые современные проблемы данного региона.

· Выставление оценок

· Домашнее задание

Урок- конференция по географии на тему:

«Народные промыслы России».

(9 класс)

Эпиграф к уроку: «Работа хороша, если в ней польза и душа».

Цели урока : познакомить учащихся с географией народных промыслов России, историей их возникновения, художественной ценностью; воспитывать патриотизм; вести профессиональную ориентацию.

Оборудование: посуда Хохломы, Гжели; изделия Гжели; плетение; вязаные изделия; литература по теме; физическая карта России с обозначением мест развития промыслов.

Ход урока.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Учитель. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Из самых простых материалов – дерева, металла, глины, камня – создавал он истинные произведения декоративно – прикладного искусства. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Сегодня мы познакомимся с искусством народных промыслов.

Итак, открываем урок – конференцию «Народные промыслы России». Знакомство с ними начнем с Гжели. Я приглашаю вас всех в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором.

ГЖЕЛЬ

Ученица . К юго – востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть Гжель. Происхождение этого названия связывают со словом «жечь». Изделия из глины подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Колиты. С тех пор - одна из прибыльных волостей. В середине XVII века в тех местах обнаружились беложгущиеся глины, превосходившие своим качеством глины Западной Европы. Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство гжельской майолики - покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Из глины делали кувшины, кружки, рукомои, блюда, прекрасные игрушки в виде птиц и зверей, фигурки крестьянок, шкатулочки и многое другое. В начале XIX века гжельцы решили добавить в свои глины известь. Получился полуфаянс . С этого момента и начинают расти знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне - исключительно гжельская традиция. Стиль росписи кобальтом – синей краской - становится классическим. Одна краска дает до тридцати оттенков. Виртуозное исполнение цветка простой комбинацией широких мазков с набором краски на одну сторону называют агашкой. Производство полуфаянса было огромным шагом вперед. Но все - же черепок его был довольно толстым. Началась разработка технологий тонкого фаянса. Это удалось крестьянину Афанасию Киселеву, который потратил на это десять лет. Он освоил основные виды художественной росписи: кистевую живопись, цветные поливы, рельеф, люстр; покрытие солями металлов, придающие изделиям металлический блеск под «золото», «медь», «серебро», «перламутр». В 1820 году освоив тонкий фаянс, гжельские мастера стали постигать тайны фарфора. Первым из мастеров был Павел Куличков.

Было время, когда гжельский промысел пришел в упадок, сократилось заводское производство. Виной тому – войны начала XX века, разруха после революции, отсутствие сырья и топлива. В 1925 году в деревне Турыгино возникает крупная артель «Художественная керамика». Во время Великой Отечественной войны она закрывается. И вновь начинает работать в 1945 году благодаря А. Б. Салтыкову и Н. И. Бессарабовой. В 1972 году возникает товарищество «Гжель». Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами».

ПЛАТКИ И ШАЛИ

Учитель. Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. Крестьяне ткали платки, украшали их вышивкой, набивали на них плотный узор.

(Демонстрация платков).

Ученица. В XIX веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготовляют прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как у нас в России, так и за рубежом. (Исполнение частушек).

    Вы, подружки мои, в стороне не стойте,

А частушки про платки веселее пойте.

    На платочке два цветочка – голубой да синенький.

Про любовь никто не знает, только я да миленький.

    Повяжу платок я туго, чтобы ветер не порвал.

Поведу машину лугом, чтобы милый увидал.

    Супостаточка моя в беленьком платочке

    Перед милым вертится, как змея на кочке.

Оренбургский пуховый платок.

Ученица . Не менее знамениты в России и в мире оренбургские платки. Первым о них рассказал Петр Иванович Рычков. В 1762 году в журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих» появилась его статья «Топография Оренбургской губернии». Рычков одним из первых серьезно заинтересовался козами. Он побывал у чабанов, увидел образцы изделий из пуха и предложил наладить в крае пуховязальный промысел. У калмыков и казахов вязка из пуха была «глухой». Уральские казачки использовали в вязке растительный орнамент – живые мотивы природы. Зимними вечерами вязали они нежные шали и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки.

1861 год. Простая казачка Мария Николаевна Ускова в Оренбурге подала губернатору письменное прошение принять и отправить на Всемирную выставку в Англию ее пуховые платки. Просьба была удовлетворена. Перед закрытием экспозиции все платки были раскуплены. Спустя несколько месяцев, представитель казачьего войска доставил и под расписку передал ей медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. После выставки английская фирма «Липнер» организовала крупное предприятие по выработке изделий «Имитация под Оренбург». Но славой своей оренбургский пуховый платок во многом обязан искусству козоводов.

Макраме

Ученица . Завязывание узлов на веревках для практического использования относится к числу древнейших изобретений человечества. Умение вязать на веревке узлы и плести сети в древности ценилось очень высоко и считалось родовым достоинством. Оно передавалось от отца к сыну, из поколения в поколение. Сегодня мы применяем узлы и плетения, не задумываясь даже о том, что их возраст исчисляется даже не веками, а тысячелетиями. Такие узлы, как выбленочный, прямой и беседочный, служили жителям Древнего Египта еще 5 тысячелетий назад. Это подтверждают археологические находки. Так на обрывках снастей парусного корабля фараона Хеопса нашли беседочный узел. Прямой узел широко распространен у римлян и греков. Однако изобретателями самых хитроумных и практических узлов оказались моряки. Ко времени расцвета флота в морском деле насчитывалось около 500 видов узлов.

Удивительные по замыслу и великолепные по исполнению предметы плетения моряки по возвращению на берег после долгой разлуки дарили своим женам и любимым. Со временем женщины переняли у моряков искусство превращать простую веревку в изящную и нежную вещь. Плетут из тонких нитей разные украшения: кулоны, пояса, серьги, шали, шапочки, сумки, обувь.

ВЯЗАНИЕ

Ученик . Ручное вязание стало весьма популярным. Ручное вязание – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной.

( Демонстрация вязаных вещей) .

Вязание относится к числу тех видов досуга, в которых приятное сочетается с полезным. Многие утверждают, что во время вязания «хорошо думается», что успокаиваются нервы. Узорное вязание на спицах – область традиционного народного искусства, которая приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Вязаные чулки, носки и варежки из овечьей шерсти домашнего прядения – непременная принадлежность русской крестьянской одежды. Обычно они бывают одноцветные. Но в некоторых районах празднично вязаные изделия привлекают внимание нарядным орнаментом. Их изготавливали на Севере и в районах Рязанской, Пензенской, Тульской губерний. Особенно выделяют русские поселки по рекам Мезень и Пинеге. Орнаментальное вязание особенно распространено у финно-угорских народов, у коми, от которых это искусство могло перейти к русским, живущим по соседству. Современные промыслы узорного вязания существуют и в традиционных районах. Теперь вяжут предметы модной женской и спортивной одежды, а также дополнения к костюму: головные уборы, женские сумочки, шарфы, жилеты и т.д.

В городе Теньгушеве Мордовской АССР существует промысел русского узорного вязания. В их орнаменте, наряду с геометрическими, присутствуют растительные мотивы, напоминающие о печатных рисунках, издававшихся в конце XIX – начале XX века для рукодельниц. В настоящее время традиции народного узорного вязания приобретают особенно актуальное и перспективное значение. Существует немало сортов шерсти, из которой прядут нити для ручного вязания. Это сорта ангорской, мериносовой, верблюжьей шерсти и мохер.

Учитель. В заключении мы познакомимся с золотой Хохломой.

Ученица. Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В. Боков

Рассмотрим небольшую экспозицию «Роспись по дереву», на которой представлена городецкая и хохломская роспись. Золотая Хохлома радует нас буйством красок, чарует, ласкает душу, вызывает восторг и уважение к мастерам, создавшим эту красоту.

Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Впервые упоминания об этом селе встречаются в документах XVI века. При Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (место, расчищенное от леса под пашню). Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Семино, Хрящи и Куличино. Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Росписью украшали разные виды деревянной посуды. Белые неокрашенные чашки, миски, ставцы и солонки сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закрывала поры дерева. Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их покрывали олифой, снова просушивали. Проолифленные предметы были готовы к полудке. На поверхность наносили узор черной и красной краской тонкой кисточкой. Расписную вещь снова олифили и ставили в печь. В росписях Хохломы применяли изображение растительных форм (травяной орнамент). Расцвет хохломского искусства приходится на 60-е и 70-е годы XX века. В это время стали делать комплекты посуды для праздничного стола.

В изысканно изящных рисунках возникают похожие на ирисы и тюльпаны, сказочные цветы, тонкость графического письма напоминает миниатюрную живопись. Золото олицетворяет счастливую, богатую жизнь, довольство, чистоту и красоту. А травка, цветы, ягоды и листья напоминают людям о молодости и силе.

Заключение .

Учитель. Все, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. Время сметает с лица Земли целые государства, где – то опускаются на дно океана острова, меняют очертания материки. Навсегда покидают зеленые просторы и морские глубины многие виды животных, птиц и рыб, меняется климат планеты, исчезают древние языки и обычаи многих народов. В тяжелейших условиях с удивительной быстротой уже первые жители Земли зачем-то постигали гармонии и стремились делать не только нужные, но и выразительные по форме, украшенные пусть даже самым примитивным орнаментом предметы. Крупнейшие музеи мира и частные коллекции хранят произведения, как высокого класса, так и ничем особенно не примечательные изделия. Они из дерева и драгоценных металлов, из камня, кости, перламутра, бересты, кожи или фарфора.

Народное декоративно – прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека; они вошли в быт как необходимые предметы.

Не то дорого, что красно золото,

А то дорого, что мастера доброго.

Спасибо всем. Урок окончен.

Организация: ГБОУ Школа № 1692

Населенный пункт: Московская область, г. Зеленоград

Цель: закрепление ранее изученного материала.

Вид урока: обобщение.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная доска, презентация.

Ход занятия.

I Орг. момент:

Группа делится на малые группы (4 человека).

Выбирается жюри (1-2 человека). Расценивание правильного ответа по 5 баллов.

В каждой рабочей группе выбирается капитан. Раздаются инструктивные карточки с заданиями, объясняется работа.

II Работа по теме:

Задание № 1. по предложенному описанию необходимо узнать экономический регион. Дополнить имеющуюся информацию.

Задание № 2. приглашается по одному участнику каждой команды к столу, где вытягивают слово, которое необходимо объяснить для общей аудитории, чем быстрее будет отгадано слово, тем больше баллов.

Конкурс капитанов. Выбираются из предложенных картинок на мультимедийной доске по определенному заданию иллюстрации.

В это время по одному из участников подходят к жюри для работы на контурной карте, задание выдаются для каждого участника.

Остальные члены группы работают с заданием № 3.

Задание № 3. установить соответствие. Правильные ответы предоставить жюри. Оценивается быстрота и правильность выполненного задания.

Заслушиваются результаты работы капитана команды. Оценивается работа на контурной карте.

По одному человеку приглашаются к мультимедийной доске «Расшифровать тему». Выберите понятия, характерные для темы, которую участник вытянет.

Задание № 4. остальные продолжают работать по маршрутному листу. Работая с атласом, дают ответ на предложенное задание.

Заслушиваются результаты работы учеников, работавших индивидуально.

Задание № 5. выполняет вся группа, полученные результаты оглашаются, оцениваются жюри.

Задание № 6. по розданному материалу группа готовит ответ на поставленный вопрос.

III Подведение итогов урока:

Подводятся итоги работы каждой рабочей группы, делаются выводы, отмечаются наиболее активные ученики, выставляются оценки.

IV Домашнее задание:

Подготовить проект по теме «Глобальные проблемы человечества».

КОМАНДА № 1

Экономические регионы мира.

Данный экономический регион состоит из 2-х стран. Государства выходят к двум побережьям океанов. Территория одной из стран формировалась в 3-и этапа. Размещение населения определяется, прежде всего, географией городов, общее число которых достигает внушительной цифры – почти 9тыс., тип города данной страны отличается специфическими чертами, большинство которых объясняется относительной молодостью городов. Промышленность страны отличается высоким уровнем производственной и территориальной концентрации, она ориентирована на выпуск как массовой, серийной, так и особо сложной, уникальной продукции. Страна данного региона первой перешла к агробизнесу. Каркас транспортной сети образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений.

2. Пойми меня.

2. Нью-Дели

2.Западная Европа

3. Франция

3. Северная Африка

4. Зарубежная Азия

5. Мексика

5. Северная Америка

4. Опишите особенности промышленности Южной Европы.

Регион-специализация-страна:

Южная Европа-_____________- _________;

Латинская Америка- бананы- ___________;

6. Экологические проблемы Зарубежной Азии.

КОМАНДА № 2

Экономические регионы мира.

1. О каком экономическом регионе идет речь?

На территории экономического региона находятся две страны-гиганта, большинство остальных – к довольно крупным странам, при этом есть и микро-государства. ЭГП отличается противоречивостью: приморское и глубинное положение стран. Главное богатство региона, во многом определяющее его роль в международном географическом разделении труда – это нефть. Размещение населения в регионе отличается большой неравномерностью. Более 90% населения страны проживает на 1/3 территории. Для большинства стран характерна горнодобывающая и обрабатывающая промышленности, текстильная промышленность; в единственной развитой стране преобладают отрасли «авангардной тройки». В сельском хозяйстве региона выделяется несколько районов – рисосеяния, субтропического земледелия, пастбищного животноводства.

2. Пойми меня.

Необходимо дать характеристику так, чтобы поняли остальные студенты группы, не упоминая данное слово.

3. Установите соответствие, обосновав выбор:

4. Опишите особенности промышленности Северной Америки.

5. Особенности сельского хозяйства регионов.

Заполните схему, обоснуйте выбор по схеме

Западная Европа-_____________- Великобритания;

Тропическая Африка-________ - _________________;

По схеме предложить свой вариант.

6. Экологические проблемы Латинской Америки.

КОМАНДА № 3

Экономические регионы мира.

1. О каком экономическом регионе идет речь?

Население экономического субрегиона в подавляющей своей части относится к экваториальной расе. Самая отсталая часть всего развивающегося мира, в его пределах 29 наименее развитых стран. Около половины сельских жителей ведут натуральное сельское хозяйство, остальные – малотоварное. Преобладает мотыжная обработка почвы при почти полном отсутствии плуга. В экваториальных лесах есть племена и даже народности, до сих под живущие охотой, рыболовством и собирательством. Данный субрегион – наименее индустриализированный и урбанизированный в мире. Здесь сложился только один довольно крупный район горно-добывающей промышленности – Медный пояс. Субрегион отстает в развитие транспортной сети – ее рисунок представлен изолированными друг от друга линиями, ведущими от портов в глубинные районы. Во многих странах отсутствуют железные дороги. Небольшие грузы принято переносить на головах.

2. Пойми меня.

Необходимо дать характеристику так, чтобы поняли остальные студенты группы, не упоминая данное слово.

3. Установите соответствие, обосновав выбор:

4. Опишите особенности промышленности Северной Европы.

5. Особенности сельского хозяйства регионов.

Заполните схему, обоснуйте выбор по схеме

Регион - специализация - страна:

Молочное животноводство- Дания;

Рисосеяние- _____________;

По схеме предложить свой вариант.

6. Экологические проблемы Северной Америки.

КОМАНДА № 4

Экономические регионы мира.

1. О каком экономическом регионе идет речь?

Положение субрегиона определяется, прежде всего, его средиземноморским «фасадом», благодаря которому субрегион фактически соседствует с Южной Европой и Юго-западной Азией, «тыл» – образуют малообжитые пространства крупной пустыни, граничащие с самой отсталой частью всего развивающегося мира. Хозяйственная жизнь сосредоточена в приморской полосе, здесь находятся главные центры обрабатывающей промышленности, главнее районы субтропического земледелия. В этом поясе концентрируется почти все население субрегиона. Южная часть субрегиона заселена очень редко. Земледельческое население сосредоточено в оазисах. В некоторых частых пустыни находятся нефтяные и газовые промыслы.

2. Пойми меня.

Необходимо дать характеристику так, чтобы поняли остальные студенты группы, не упоминая данное слово.

3. Установите соответствие, обосновав выбор:

1. Хельсинки

1. Южная Африка

2.Буэнос-Айрес

2.Болгария

2. Зарубежная Азия

3. Претория

3. Аргентина

4. Северная Европа

5. Финляндия

5. Восточная Европа

4. Опишите особенности промышленности Зарубежной Азии.

5. Особенности сельского хозяйства регионов.

Заполните схему, обоснуйте выбор по схеме

Регион -специализация - страна:

Монокультуры- ____________;

Латинская Америка - _________- Аргентина;

По схеме предложить свой вариант.

6. Экологические проблемы Зарубежной Европы.

КОМАНДА № 5

Экономические регионы мира.

1. О каком экономическом регионе идет речь?

ЭГП стран региона определяется двумя чертами: во-первых, приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи самых оживленных морских путей; во-вторых, соседским положением стран по отношению друг к другу. Представлены все отрасли промышленности, характерные для развитых стран, особенно преобладают отрасли «авангардной тройки». Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства. Во второй половине 90-х годов начала формироваться единая транспортная сеть региона, которая сложилась в девять транспортных коридоров, объединяющие автострады, железные дороги, внутренние водные пути, морские порты, воздушные сообщения.

2. Пойми меня.

Необходимо дать характеристику так, чтобы поняли остальные студенты группы, не упоминая данное слово.

3. Установите соответствие, обосновав выбор:

1.Копенгаген

2.Найроби

2.Севепная Европа

3. Уругвай

3. Тропическая Африка

4. Зарубежная Азия

5. Монтевидео

5. Северная Америка

4. Опишите особенности промышленности Латинской Америки.

5. Особенности сельского хозяйства регионов.

Заполните схему, обоснуйте выбор по схеме

Регион - специализация - страна:

Северная Африка- _________- ____________;

Овцеводство- ____________;

По схеме предложить свой вариант.

6. Экологические проблемы Тропической Африки.

КОМАНДА № 6

Экономические регионы мира.

1. О каком экономическом регионе идет речь?

ЭГП региона определяется тем, что он находится в сравнительной близости от США, но на большом удалении от других крупных регионов. Большинство стран имеют либо широкий выход к морю, либо являются островными. По обеспеченности водными ресурсами регион занимает первое место. Огромное богатство – леса, не случайно за данным регионом закрепилось обширное название «зеленый континент». Происходит активный процесс формирования городских агломераций, причем урбанизация носит ложный характер. Длительное время промышленность характеризовалась горно-добывающей отраслью, в последнее время, ведущая роль в промышленности перешла к обрабатывающей отрасли. Сельское хозяйство представлено двумя секторами, при этом наблюдается его отсталость, которая выражена в сохранении старых форм землевладения и землепользования. Во многих странах региона осуществляется региональная политика, направленная на сглаживание диспропорций между экономической столицей и территорией государства.

2. Пойми меня.

Необходимо дать характеристику так, чтобы поняли остальные студенты группы, не упоминая данное слово.

3. Установите соответствие, обосновав выбор:

4. Опишите особенности промышленности Северной Африки.

5. Особенности сельского хозяйства регионов.

Заполните схему, обоснуйте выбор по схеме

Регион - специализация - страна:

Мясное животноводство - Дания;

Индия;

По схеме предложить свой вариант.

6. Экологические проблемы Восточной Европы.

Задание: Охарактеризуйте тему по выбору

Политическая карта мира

Форма правления, форма устройства, монархия, суверенитет,

«Большая 7», президентская республика, внеевропейские страны, развивающиеся страны, переходная экономика, унитарная.

2. Численность населения.

Воспроизводство, смертность, рождаемость, демографический кризис, население, «демографический взрыв», стареющая нация, демографическая политика, «Нас двое – нам двоих», «Одна семья – один ребенок».

3. Перемещение населения.

Миграция, «утечка умов», международная, внутренняя, политическая, трудовая, потоки беженцев, иммигранты, военные конфликты, эмигранты.

4. Расселение.

Урбанизация, ложная урбанизация, мегалополис, сельское население

городское население, агломерация, североамериканский тип, кочевая

форма расселения, смешанный тип.

5.Мировое хозяйство

Экономическая география, транспорт, машинная индустрия,

разделение труда, отрасль специализации, МГРТ, глобальная ТНК,

экономические отношения, мировой рынок, транснациональная корпорация.

6. Мировые природные ресурсы

Ресурсообеспеченность, природные ресурсы, мировой земельный фонд, минеральные ресурсы, опустынивание, пресная вода, зоны рекреации, северный лесной пояс, ресурсы животного мира, альтернативная энергетика.

Задание: Пойми меня:

ЕС, Тропическая Африка, «экономические коридоры», «тыльная часть», ложная урбанизация, мегалополис.

Задание: Работа с контурной картой по командам

Нанести на контурную карту:

А) страны – гиганты (3 страны);

Б) отметить «экономические коридоры Индии».

2. Нанести на контурную карту:

А) внутриконтинентальные страны (3 страны);

Б) отметить особенности экономического развития Японии («тыльная» и «лицевая» сторона), нанести главные центры промышленности.

3. Нанести на контурную карту:

А) страны-архипелаги (3 страны);

Б) отметить особенности экономического развития Китая (экономические зоны), нанести главные центры промышленности.

4. Нанести на контурную карту:

А) полуостровные (3 страны);

Б) отметить особенности экономических субрегионов Зарубежной Европы, нанести главные центры промышленности.

5. Нанести на контурную карту:

А) островные (3 страны);

Б) Нанести на контурную карту страны, экспортирующие и импортирующие уголь.

6.Нанести на контурную карту:

А) страны с наибольшим количеством населения (3 страны);

Б) Нанести на контурную карту страны, экспортирующие и импортирующие нефть.

Ключ ответов для жюри

Команда № 1.

Северная Америка

3. 1-3-2; 2-1-4; 3-5-1; 4-2-5; 5-4-3.

Команда № 2

Зарубежная Азия.

3. 1-5-2; 2-4-3; 3-2-4; 4-1-5; 5-3-1.

Команда № 3

Тропическая Африка.

3. 1-2-5; 2-1-4; 3-5-1; 4-4-2; 5-2-3.

Команда № 4.

Северная Африка.

3. 1-5-4; 2-3-3; 3-4-1; 4-2-5; 5-1-2.

Команда № 5

Зарубежная Европа.

3. 1-5-2; 2-1-3; 3-4-5; 4-2-4; 5-3-1.

Команда № 6

Латинская Америка.

3. 1-3-4; 2-5-3; 3-1-5; 4-2-1; 5-4-2.

Литература

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.П. Максаковский. – М. : Просвещение, 2012. – 406 с.

Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс, –М.: ВАКО, 2010. – 320с. – (В помощь школьному учителю).

Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы к учеб. «Экономическая и социальная география мира» 10 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009. – 288с.

География: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2013. – 656с.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

Урок географии

9 класс

Конференция:

«Электроэнергетика России»

Подготовила:

Ахапкина Раиса Григорьевна

учитель географии,

Предлагаю учебное занятие « Электроэнергетика России» для учащихся 9 класса, которое можно провести в системе уроков по теме «Хозяйство России» в соответствии с программой курса географии для 9 классов общеобразовательных учреждений Дронова В.П., Бариновой И.И., Рома В.Я., Лобжанидзе А.А.

Тип учебного занятия : изучение и первичное закрепление нового материала.

Форма проведения: деловая игра.

Методы и приемы обучения: объяснительно — иллюстративный, частично – поисковый, дискуссия, фронтальная, групповая и индивидуальная работа.

Технологии использованы элементы учебно-исследовательской деятельности

Приемы общей организации учебной деятельности — приемы слушания, наблюдения, рассматривания, планирования работы с учебником и другими средствами информации, взаимоконтроля, самоконтроля, организации учебного общения, организации домашней работы.

Приемы познавательной деятельности — приемы словесного описания, объяснения, сопоставления, формулировки вопросов, выделение основной проблемы, определение темы и цели исследования, формулирование и отбор полезных гипотез, планирование эксперимента для проверки гипотезы, планирование результата, проведение эксперимента, систематизация полученных результатов исследования, установление связи полученных данных с поставленной проблемой.

Цель урока : сформировать у учащихся представление об электроэнергетике России как об авангардной отрасли народного хозяйства страны.

Задачи:

обеспечить восприятие, осмысление и первичное понимание учащимися понятий «электроэнергетика», «энергосистема», «факторы размещения электростанций разного типа», совершенствовать умения школьников работать самостоятельно с различными географическими картами и другими источниками информации;

— формировать формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых; представлений об особенностях электроэнергетики Белгородской области.

формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых, продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать логические цепочки; осуществлять межпредметные связи история – биология — география;

воспитание творческой личности и устойчивого интереса к предмету;

Создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирования патриотизма, гордости за нашу страну, за нашу малую родину;

— чувства товарищества, умения работать в коллективе; положительной мотивации учения, коммуникабельности, чувства взаимоуважения, экологическое воспитание; вырабатывать правильную самооценку.

Предварительная работа: класс получил опережающее творческое задание (по группам) «Электроэнергетика»

в виде сообщений «История возникновения электроэнергетики в России», — «Экологические проблемы»,

— презентаций «Чернобыль спустя годы»,

— «Развитие электроэнергетики на Белгородчине».

Планируемый результат:

— выявить уровень усвоения программного материала по ТЭК России;

— выработать умение оценивать антропогенное воздействие на окружающую среду и формирование информационной компетенции учащихся.

Основные понятия:

— Электроэнергетика, тепловая энергетика, гидроэнергетика, атомная энергетика, ЛЭП, «Единая энергосистема России», гидроэнергетические ресурсы, теплоцентраль, электростанция, альтернативная энергетика, «Экологически чистая энергия», техногенная катастрофа.

Средства обучения:

— компьютер, проектор, видеоматериалы

— выставка книг, журналов, плакатов по теме;

— фотографии из книги «Чернобыльский репортаж»;

— таблицы, опорные конспекты,

— карта «Электроэнергетика России».

— контурные карты.

Оформление доски (эпиграф, план).

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

п/п

Ход учебного занятия и последовательность изложения основных вопросов содержания темы

Время мин.

Организационный этап.

2

Этап актуализации.

5

III

Этап изучения нового материала.

2 3

Физминутка

2

Этап закрепления и обобщения темы.

8

Этап контроля и самоконтроля.

3

VII

Этап рефлексии.

2

Знание только тогда знание,

Когда приобретено усилием мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Ход урока

I . Организационный момент.

1. Приветствие. Здравствуйте! Сегодня у нас будет необычный урок. Я приглашаю вас принять участие в работе конференции.

2. Вступительное слово инспектора комитета охраны природы.

В настоящее время общество интересуют последствия широкого строительства электростанций, их влияния на природу и человека, последствия радиоактивного загрязнения. Проблемы энергетики и будут рассмотрены на сегодняшней пресс-конференции.

2. Объяснение учащимся цели игры одновременно с сообщением темы. Сегодня во время игры повторим изученный ранее материал; закрепим умения работать с различными источниками информации. Перед вами опорные конспекты, в которых указаны основные этапы нашей работы.

Я уверена, все у вас получится. В работе конференции принимают участие: экологи, историки, медики, журналисты.

Желаю успеха в работе!

Программа конференции:

1.Вступительное слово инспектора комитета охраны природы.

2.Информация кафедры «История энергетики».

3.Информация кафедры «Экономика».

4.Информация кафедры «Экология».

5.Просмотр и обсуждение фоторепортажа «Чернобыль двадцать лет спустя».

6.Информация кафедры «Медицина».

7.Заключительное слово инспектора комитета охраны природы.

8.Фото на память.

Цели конференции:

1) выявить значение электроэнергетики для хозяйства страны;

2) показать неразрывную связь экологии и экономики;

3) выявить положительные и отрицательные стороны энергетики;

4) используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья людей;

5) Сформулировать проблемы электроэнергетики и наметить пути их решения;

6) способствовать развитию и укреплению чувства коллективизма, умения слушать другого, уважать его мнение.

II . Работа в опорных конспектах.

    Опорный конспект №1. Повторение – закрепление.

Состав ТЭК. Проверь себя!

II . Изучение нового материала.

    Опорный конспект № 2 -1. Работа с учебником.

Задание № 1. Используя, текст § 3 и данные таблицы №2 «Производство электроэнергии в России», ответьте на вопросы:

    Значение электроэнергетики для современного человека.

    По таблице №2 стр.19 определите — (по годам, общее производство, долю производства электроэнергии на разных типах электростанций), сделайте вывод: (спад производства или рост, типы электростанций)

Производство электроэнергии в России

Таблица 1

Годы

Общее производство, млрд. кВт. Ч

Доля производства электроэнергии на разных типах электростанций,

ТЭС

ГЭС

АЭС

1980

1990

1082

2007

1000

Ваше мнение. Развитие данной отрасли будет ли оказывать влияние на развитие других отраслей промышленности?

Анализ диаграмм Основные потребители электроэнергии

    Структура электроэнергетики России

В работе нашей конференции принимают участие: представители кафедры «История», «Экономика», «Экология».

    Опорный конспект № 2 — 2. Работа в группах по кафедрам

    Слово предоставляется представителю кафедры «История»

3. Историческая справка.

Годы

Исторические факты…

1389 г.

Первое упоминание об использовании гидроэнергии в Москве. В завещании Великого князя Дмитрия Донского указаны водяные мельницы на реках Яузе и Ходынке.

1881 г.

Начало применения электрического освещения в Москве. Зажглись первые 100 электро — светильников, из которых 24 освещали площадь у Храма Христа Спасителя.

1900г

Владимир Григорьевич Шухов – первый русский инженер

На Всемирной выставке в Париже инженер В.Г. Шухов удостоен Диплома и Большой золотой медали за создание самых экономичных универсальных паровых котлов.

1914

В России была построена первая линия электропередач напряжением 70 кВ от подмосковной электростанции до Москвы. Потребление электроэнергии к этому времени составляло всего 12,8 кВт/час в год(!) на душу населения. А пользовались этим благом цивилизации лишь 20 процентов жителей страны.

1920 г.

Начато производство средних и малых турбин в Москве. Введена в работу первая очередь Шатурской электростанции мощностью 5000 кВт на торфе.

1920 г.

Разработан и принят Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО).

1922

Была введена первая в стране линия электропередачи напряжением 110 кВ – Каширская ГРЭС в Москве, а в 1933 году принята в эксплуатацию вдвое более мощная линия – 220 кВ – в Ленинграде. Началось объединение по сетям электростанций Горького и Иванова, создание энергетической системы Урала.

1936-1940 г.г.

Слайд №11

Пуск первых ГЭС – Сходненской и Иваньковской на канале Москва-Волга, Угличской ГЭС и ЛЭП – 220 кВ Углич-Москва.

1948 г.

Пуск первого атомного реактора Ф-1 на территории нынешнего РНЦ Курчатовский институт. Создание первого радиохимического завода для разделения изотопов.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся позволяет всем ученикам одновременно выполнять одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты.

    Слово предоставляется представителю кафедры «Экономика»

4. Кафедра. Экономика.

Электроэнергия производится на электростанциях различных типов.

1.Внимательно слушайте сообщения ученых и делайте краткую запись в опорном конспекте – таблице и выявить географию размещения типов электростанций пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту основные электростанции России

Типы электростанций

Тип электростанции

Достоинства

Недостатки

Факторы размещения

География

ТЭС

ГЭС

АЭС

Альтернативные источники

Экономика. ТЭС. Производство постоянно, нет сезонности. ТЭС размещаются в районах добычи топлива и потребления энергии.

Тепловые электростанции вырабатывают и электрическую и тепловую энергию.

Экономика. ГЭС. Гидравлические электростанции. ГЭС являются весьма эффективными источниками энергии, поскольку используют возобновимые ресурсы. Обладают простотой управления и имеют высокий КПД (более 80%).В результате себестоимость производимой на ГЭС энергии в 5-6 раз ниже, чем на ТЭС.

Экономика. ГЭС В восточных районах страны, где сосредоточены огромнейшие запасы гидроресурсов рек: Ангары, Енисея, Оби, Иртыша, Лены, Витима и других — природные условия позволяют сооружать мощные ГЭС. Характерной чертой строительства ГЭС являлось сооружение на реках каскадов для получения электроэнергии, снабжения производства и населения водой, устранения паводков, улучшения транспортных условий.

Общий технический гидроэнергопотенциал России составляет 1670 млрд. кВтч годовой выработки.

Экономика. Для одной из самых мощных в стране — Ленинградской АЭС (мощность 4 млн. кВт) на год работы нужно всего несколько вагонов с урановым сырьем, в то время как при такой же мощности для обычной ТЭС необходимо 200 тыс. вагонов с топливом.

Технико-экономические показатели АЭС :

— малое количество ядерного горючего;

— низкие транспортные расходы;

— отсутствие привязки к крупным рекам или месторождениям горючих ископаемых;

— низкая стоимость электроэнергии.

Экономика. 5. (Опережающее задание) Сообщения — «Развитие электроэнергетики в Белгородской области»

    Физминутка.

Плакат – схема зрительно-двигательных траекторий. С помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении.

Возможно ли производство на электростанциях? Подумаем!

6. Энергосистемы.

1. ЛЭП

2. Единая энергосистема России. Её цель:

— Надёжное обеспечение электроэнергией.

— Покрытие «пиковых» нагрузок.

— Использовать разницу во времени на территории России (на одной территории ночь и минимум электропотребления, а на другой вечер и пик электропотребления).

3.Нанесите на контурную карту основные электростанции, используя карту «Электроэнергетика».

    Слово предоставляется представителю кафедры «Экология»

7. Экология .

Тепловая электростанция работает на каменном угле.

    Проблемный вопрос

Может ли она быть источником радиоактивного загрязнения?

Экология. ТЭС загрязняют воздух; шлаки станций, работающих на угле, занимают огромные территории;

часто каменный уголь содержит в небольших количествах радиоактивные примеси, например уран, торий и другие;

когда сжигается огромное количество угля, в частицах сажи и шлаках концентрируются несгоревшие радиоактивные примеси. Экология. Водохранилища равнинных ГЭС заливают плодородные пойменные земли, приводят к их заболачиванию.

Экология. Кроме того, в отношении радиационной безопасности АЭС более благоприятны, чем электростанции, работающие на угле.

Так, доза радиоактивного облучения за счет выбросов АЭС в 5-40 раз меньше дозы выбросов ТЭЦ аналогичной мощности.

Экология. АЭС при нормальной работе практически не загрязняет окружающую среду.

Выработка электроэнергии на атомных станциях не сопровождается выбросами в атмосферу диоксида углерода и поэтому не усугубляет проблемы, связанные с парниковым эффектом.

Экология. Казалось бы, АЭС очень выгодные станции! Но вся беда в том, что в случае аварии их радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет.

Зараженную территорию обносят колючей проволокой, она становится непригодной для жизни.

Экология. АЭС оказались небезопасными. До Чернобыльской аварии самой тяжелой в ядерной энергетике считалась авария 1979 года на американской АЭС Тримайл –Айленд близ г. Гаррисберга (штат Пенсильвания).

    III . Информация к размышлению

В Библии сказано о том, что наступят на Земле горькие времена, когда упадет на нее звезда по имени Полынь. В переводе с украинского — Чернобыль – «Черная полынь». Страшное предречение сбылось.

Заросли огороды
Библейской полынью.
И погасли на реках костры…
Тихо перекликаются села
«Болит голова и тошнит».
Тихо в лесах и полях,
Тихо на плесе пустом…

    Какую страшную опасность несут всему живому
    «творения рук человеческих»

    Чернобыль 2011

26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошел взрыв. Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня. Что же произошло в Чернобыле? «Горький след» Чернобыля…

Жизнь – беззащитна
И любовь – нежна.
И Разум Землю
Облагает данью.
И точная Ответственность
Должна Сопутствовать
Великому познанью…

М. Дудин (надпись на ядерном реакторе, 1985 год)

Выпадение радиоактивных продуктов произошло во многих районах западной части Европейской территории бывшего СССР, на Кольском полуострове, на Кавказе. Радиоактивные дожди выпали в Австрии, Германии, Италии, Норвегии, Швеции, Польше, Румынии и Финляндии.

    «Горький след» Чернобыля… на Белгородчине

— Участки территории Белгородской области с критической экологической ситуацией, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

— представлены в восьми административных районах: Алексеевском, Красненском, Новооскольском, Красногвардейском, Старооскольском, Чернянском, Вейделевском и Ровеньском.

    Памятник «Жертвам Чернобыля».

Установлен в 1998 году в г. Белгороде на проспекте Богдана Хмельницкого по инициативе пострадавших от радиоактивных катастроф. Скульптор А.А.Шишков

IV . Кафедра медицины (радиобиолог) Симптомы радиационного заражения: сухость во рту, першение в горле, онемение губ, языка, повреждение всех внутренних органов. Последствия: смерть практически неизбежна.

Страшные последствия…

Медицина. Для улучшения экологической обстановки в Белгородской области проведен ряд мероприятий, направленных на регулирование природопользования и природоохранную деятельность: впервые в России создана государственная экологическая инспекция, функционируют областная, городские и районные межведомственные комиссии экологического контроля и охраны окружающей среды.

Медицина. Контроль нуклидного состава в пробах продуктов питания позволяет оценить влияние, АЭС на объекты окружающей среды.

    Возможно ли производство «экологически чистой энергии» на электростанциях?

    V . Усвоение новых знаний и способов действия.

    Опорный конспект № 3. Закрепление изученного материала. Закрепление изученного материала.

    Отметить в контурных картах местоположение упомянутых в ходе урока электростанций. Вопросы для закрепления: — Почему электроэнергетика считается авангардной отраслью народного хозяйства страны?

— Перечислить основные типы электростанций. — Почему для работы на АЭС требуются высококвалифицированные специалисты? — Размещение, каких типов электростанций зависит от форм рельефа? — Что такое «энергосистема»? — Назвать основные факторы размещения всех типов электростанций? — Какое место в мире Россия занимает по количеству производимой электроэнергии? VI . Ваше мнение. Возможно ли производство «экологически чистой энергии» на электростанциях? Заполните таблицу.

№ п.п.

«+»

АЭС

№ п.п.

«-»

АЭС

Малое количество ядерного горючего

Ядерные станции могут представлять глобальную угрозу.

Низкие транспортные расходы

Аварии на атомных станциях влекут за собой опасные экологические последствия на обширных территориях, затрагивая огромные массы людей.

Нет привязки к крупным рекам или месторождениям горючих ископаемых

Геоэкологические следствия аварии на АЭС сохраняют свою остроту в течение очень длительного времени.

Низкая стоимость электроэнергии.

Воздушные течения и вода распространяют радиоактивные выбросы на территории, весьма удаленные от АЭС(на ЧАЭС высота выбросов из аварийного блока достигла высоты 1200 м)

Радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет.

Проблема захоронения радиоактивных отходов.

    Подумаем!

Возможно ли производство «экологически чистой энергии» на электростанциях?

VII . Домашнее задание.

    § 3, вопросы на стр. 23.

    Сообщение – презентация


8 класс
Тема: Геологическое летоисчисление и геологическая карта.
Цель: сформировать представления об особенностях геологического строения территории России.
Задачи:
Познакомить с особенностями строения земной коры, с геохронологической шкалой;
Формировать умения работать с картами (тектонической, геологической) и делать выводы, выявлять закономерности;
Развивать познавательный интерес к России через изучаемый материал.
Оборудование: физическая, тектоническая, геологическая карты, геохронологическая таблица, атласы
Организационный момент
Ход урока
Новый материл.
Великолепная наука - геология -
О бурном прошлом нашей матушки-Земли.
О геологии мечтали в жизни многие,
Но посвятить ей жизнь немногие смогли.
(Валерий Сергеев)
Геология – наука изучающая строение и историю развития Земли
Геотектоника учение о строении земной коры и ее движениях.
Геохронология – раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород.
Результатом исследований ученых геологов явилась геохронологическая таблица, в которой отражена геологическая история развития природы Земли
Анализ геохронологической таблицы.(Работа с таблицей).
Таблица читается снизу вверх.
В таблице обязательно указаны эры – промежутки времени, которые соответствуют крупным этапам развития земной коры и органического мира. Эра – это время, в течение которого накапливалась группа пород с остатками групп животных и растений. Эры – это очень крупные отрезки времени, включающие миллионы, сотни миллионов и миллиарды лет.
Вопрос:
На сколько временных этапов (эр) делится геологическая история земной коры?
Назовите эры, продолжительность эр?
Какие события происходили в протерозойскую эру?
Какая эра была самой продолжительной?
На какие периоды делятся эры?
Назовите периоды палеозойской эры, мезозойской эры, кайнозойской эры?
Какой период самый короткий?
В какой период мы живем?
Работа с учебником. Прочитайте и скажите, как определяется возраст и время образования горных пород?
Как определяется абсолютный возраст горных пород?
Земная кора в пределах современной России формировалась на протяжении длительного времени в результате разнообразных геологических процессов. Поэтому ее части различаются:
а) по строению, составу и залеганию горных пород,
б) по возрасту и истории развития.
а) По особенностям строения выделяются подвижные и устойчивые участки земной коры.
Большую часть территории России занимают устойчивые участки земной коры – платформы: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Сибирская. Платформы имеют двухъярусное строение. Нижняя их часть – фундамент. Это остатки разрушившихся горных систем. Поверх фундамента залегают рыхлые осадочные породы (осадочный чехол). Они образовались при разрушении гор и медленных опусканиях фундамента, когда он заливался водами морей. В некоторых частях платформ осадочный чехол отсутствует. Такие участки платформ называются щитами.
(Запись в тетрадь)
Платформа– это устойчивый участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол, сложенный осадочными породами.
Щиты– выход фундамента платформы на поверхность.
Работа по карте.
- Найдите на тектонической карте платформы (Восточно-Европейская или Русская, Сибирская)
- Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах
- Какой из этого следует вывод?
Вывод: Крупные равнины расположены на древних платформах.
В России есть еще одна крупная равнина – Западно-Сибирская. Найдите участок земной коры, которому она соответствует. (Это Западно-Сибирская плита)
- Плита – это молодая платформа.
- Найдите на тектонической карте щиты.
- Какие формы рельефа соответствуют щитам?
Самые древние участки земной коры на территории России - Восточно-Европейская и Сибирская платформы,. Их фундамент образовался в докембрии более 1,5 млрд лет назад.
В истории Земли было несколько эпох, с вязанных с планетно – космическими причинами, когда изменялась скорость вращения Земли, подвижность плит возрастала, учащались их столкновения и происходили процессы складкообразования (горообразования). Эти эпохи называли эпохами складкообразования. Их было несколько:
Байкальская складчатость
Каледонская складчатость
Герцинская складчатость
Мезозойская складчатость
Кайнозойская складчатость
По картам атласа вы теперь можете узнать время (возраст) образования каждого участка земной коры на территории России.
Работа с картами: Путём наложения физической и тектонической карт России выясните, какие горы образовались в различные эпохи складкообразовании?
Каледонская складчатость (Саяны).
Герцинская складчатость (Урал, горы Бырранга).
Мезозойская складчатость (Верхоянский хребет, Сихотэ – Алинь, горы Северо-Восточной Сибири).
Кайнозойская складчатость или альпийская (Кавказ, Курило – Камчатская область).
В конце протерозоя - начале палеозоя (1000-550 млн лет назад) произошла байкальская складчатость. В палеозое складчатостей было две - каледонская (550-400 млн лет назад) и герцинская (400-210 млн лет назад). В мезозое - мезозойская. Около 100 млн лет назад началась последняя кайнозойская (альпийская) складчатость, которая продолжается до настоящего времени. В результате каждой складчатости происходило возникновение новой континентальной коры и формировались складчатые горные пояса, окаймляющие и соединяющие Восточно-Европейскую и Сибирскую платформы. Крупнейшие пояса, протягивающиеся через территорию России: Урало-Монгольский, Альпийско-Гималайский (Средиземноморский), а также часть Тихоокеанского пояса.
Складчатый пояс– подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру. (Запись в тетрадь определения)
Образование складчатых поясов связано со столкновением литосферных плит и сминанием в складки горных пород, накопившихся на их окраинах.
Процессы образования складок сопровождаются магматизмом, метаморфизмом и землетрясениями. Кайнозойские (альпийские) горы формируются в результате взаимодействия современных литосферных плит. На земной коре кайнозойского возраста и в настоящее время располагаются горы.
Складчатые пояса мезозойского и палеозойского возраста располагались на границах древних литосферных плит. Их количество, размеры и форма неоднократно менялись на протяжении геологической истории. Многие из них позднее были разрушены. На их месте образовались молодые платформы, крупнейшая из которых - Западно-Сибирская. Но некоторые области палеозойской и мезозойской складчатости из-за активных движений земной коры вновь стали горными сооружениями.
Закрепление:
Подпишите понятия
Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность - ______________
Учение о строении земной коры - __________________________________________
Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур - ____________________________________________________________________
Подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру -___________________________________________
Устойчивый участок земной коры, имеющий двухъярусное строение-________________________
Домашнее задание: п.11 Ответить на вопросы в конце параграфа.


Приложенные файлы

Просмотров