Реформы проведенные избранной радой привели к. Реформы избранной рады ивана грозного

). Это было время реформ.

В начале своего правления Иван IV окружил себя дальновидны-ми и умными людьми , которым доверял. В их число входили дворянин Адашев, митрополит Макарий, священник Сильвестр, руководитель Посольского приказа Иван Висковатый. Они и вошли в историю под названием «Избранная рада».

Термин «Избранная рада» был введён князем Курбским. Князь Андрей Михайлович Курбский — вы-дающийся полководец, один из образованных людей своего времени. Он был личным другом Ивана IV, служил ему «верой и правдой». О нем историк Н. М. Карамзин писал: «Бился ли под Тулою, под Казанью, в степях ли Башкирии, на полях Ливонии, везде победа украшала его че-ло своими лаврами». За подвиг под Казанью Курбский получил земли в Подмосковье и чин боярина.

Родственники царя Ивана Грозного из семейства Глинских своей спесью и произволом снискали всеобщую ненависть. Летом 1547 г. после грандиозного пожара в Москве вспыхнуло народное восстание, на-правленное против них. Дядя царя Юрий Глинский был убит тол-пой на Соборной площади в Кремле. Перепуганный Иван укрылся в своей загородной резиденции на Воробьёвых горах . Усадьбы Глин-ских были разграблены, а сами они бежали из столицы. Власти с трудом сумели навести в городе порядок.

Московское восстание потрясло и напугало царя Ивана. Он по-нял, что ему срочно нужны советники, способные вовремя предо-стеречь его от ошибок и объяснить механизмы верховной власти. Не доверяя боярству, Иван решил прибегнуть к помощи людей не слишком знатных, но честных и знающих своё дело. Так при юном царе Иване IV, помимо Боярской думы, возник своего рода «высший со-вет» — Избранная рада.

В состав Избранной рады входили митрополит Макарий , приказной деятель Алексей Адашев , царский духовник священник Сильвестр , глава Посольского приказа дьяк Иван Висковатый , молодой воевода князь Андрей Курбский и др.

Члены Избранной рады являлись выдающимися деятелями той эпохи.

Алексей Федорович Адашев

Алексей Федорович Адашев — костромской помещик. Он ведал царским архивом, был хра-нителем государственной печати, руководил Челобитным приказом, имел придворный чин спальника, т. е. был одним из самых близких к ца-рю людей. Русский историк Н. М. Карамзин отзы-вался о нем так: «Краса века и человечества».

Сильвестр

Сильвестр — священник Благовещенского собора в Кремле. Родом из Новгорода, был об-разованным человеком, собрал богатую биб-лиотеку. Являлся одним из авторов-составителей книги по домоводству — «Домостроя».

Митрополит Макарий

Митрополит Макарий опекал Ивана IV с дет-ства и имел на него благотворное влияние. Много сделал для обучения духовенства. При его участии и с его благословения была откры-та в Москве первая типография и выпущена первая печатная книга «Апостол».

При Избранной раде в стране был проведён ряд реформ. Материал с сайта

В конце 50-х гг. XVI в. отношение царя к членам Избранной ра-ды изменилось. Адашев был отослан воеводой в Ливонию, где вскоре скончался. Сильвестра сослали в Соловецкий монастырь, где он и умер. Князь Курбский, опасаясь расправы, бежал из страны и перешёл на службу к польскому королю.

Историки считают, что главную причину охлажде-ния царя к своим соратникам следует искать в рефор-мах, которые они начали осуществлять. Преобразова-ния, начатые Избранной радой, шли медленно, а ре-зультаты проявлялись не сразу. Иван IV, как человек нетерпеливый, обвинил своих сподвижников в том, что они ничего не сделали для державы, а лишь пыта-лись отнять у него власть.

После падения «Избранной рады» начался второй период правления Ивана IV (опричнина). Централизация власти в стране стала осуществляться путём насилия.

А). 1547 г. – созыв 1-го Земского собора

Земский собор – сословно-представительное учреждение (сер. 16 в. – 17 в.). В него входили представители всех сословий России. Земские соборы решали наиболее важные вопросы государственной жизни. Деятельность Земских соборов – попытка достичь согласия между различными слоями русского общества и объединить их вокруг центральной власти.

Б). 1550 г. – создан новый Судебник:

Подтверждался порядок перехода крестьян в Юрьев день, но увеличивалось «пожилое» - плата крестьян феодалу за право уйти от него;

Усиливалось наказание за нарушение прав собственности на землю;

Ограничивал права наместников – регламентировал порядок взимания ими пошлин и сборов;

Ограничивались судебные права наместников, их контролировали царские чиновники, при разборе судебных дел присутствовали целовальники;

Целовальник – выборное лицо, избиравшееся от черносошных крестьян и посадских людей для участия в судебных делах. Давал клятву – целовал крест.

Право высшего суда принадлежало царю;

Предусматривалось наказание за должностные преступления для бояр и дьяков;

За разбой предусматривалась смертная казнь.

В). 1550 г. было организовано стрелецкое войско.

Стрельцы – это служилые люди «по прибору», пехотинцы с огнестрельным оружием, они составляли постоянное войско. Набирались из свободного городского населения, за службу получали жалованье. В мирное время им разрешалось заниматься ремеслом и торговлей. Служба стрельцов была пожизненной и наследственной.

Военная реформа осуществлялась в 1550-56 гг. Основу войска составляло дворянское ополчение: 1 человек от 150 десятин земли. Служба дворянина начиналась с 15 лет и передавалась по наследству. Земельный надел за службу составлял 150-450 десятин.

Г). 1551 г. – был созван Стоглавый церковный собор – собрание представителей духовенства всей России; собор инициирован митрополитом Макарием. Собор определил нормы внутренней жизни духовенства и его отношения с государством, ограничивал церковные владения и финансовые привилегии. «Стоглав» - это документ, который был принят этим собором, состоял из 100 глав.

Д). 1553 – 1560 гг. – формируется система приказов.

Приказ – (аналог современных министерств) – орган центрального управления. Царь поручал (приказывал) кому-то из своих приближенных возглавить определенную отрасль государственного управления. До 1568 г. вместо слова «приказ» использовалось слово «изба». Существовали следующие приказы:

Челобитная изба – приказ, принимавший челобитные, т.е. жалобы, обращения, просьбы от населения. Он также контролировал деятельность других государственных учреждений.

Посольский приказ ведал внешней политикой.

Поместный приказ распределял вотчины и поместья бояр и служилых людей.

Разрядный приказ ведал службой в войске, назначал воевод, определял численность дворянского ополчения.

Разбойный приказ – это уголовное ведомство.

Ямской приказ занимался почтовой службой.

Чети и Большой приход – налоговое ведомство и др.

Руководил приказом назначенный царем боярин. Все делопроизводство велось дьяками.

Дьяк – государственный чиновник, начальник канцелярии, делопроизводитель. Фактически он вел дела приказа или иного учреждения.

Е). 1555-56 гг. – отменена система кормлений , наместники стали получать жалованье.

Ограничено местничество: оно отменялось во время войны.

Начало реформ связано с созданием в 1549 г. Избранной рады -- кружка близких единомышленников царя, который стал играть роль правительства при молодом государе. Среди важнейших мероприятий этого правительства -- созыв первого в истории России Земского собора в Москве в феврале 1549 г. На протяжении всего XVI в. земские соборы собирались довольно регулярно и представляли собой собрания при царе, которым отводилась совещательная роль.

«Избранная Рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Компромисс, на котором было основано новое правление, имел три стороны: феодальная аристократия с одной, служилое дворянство - с другой и царь также был участником компромисса. В этой правительственной деятельности смелые внешние предприятия шли рядом с широкими и хорошо продуманными планами внутренних преобразований.

«Избранная Рада» начала создание централизованных органов государственного управления - приказов (до середины 60-х годов их называли «губами»). Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы на имя государя) и проводить расследования по ним. Приказная реформа (2-я половина 50-х гг. XVI в.). Создана система исполнительной власти и государственного управления, состоящая из 22 приказов. Реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим влиянием все сферы жизни общества.

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так появились первые приказы -- учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководил Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал), иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами -- приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, -- Поместный приказ, холопами -- Холопский приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Были приказы, ведавшие определенными территориями, например приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казанского дворца -- присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк -- крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления росло число приказов. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной [ 3] . правление реформаторский грозный

Судебник 1550 г. Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке.

Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов).

В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчинно - боярской земельной собственности.

Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ожесточилось отношение к холопам.”

Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления.

В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающихся церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.

Религиозная реформа была проведена на так называемом «Стоглавом соборе» (собрании высших иерархов Русской православной церкви) в 1551 г. Решения собора сведенные в 100 глав (кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством) [ 4] . Они включали в себя передачу царю земель, захваченных церковью у дворян и крестьян в его малолетство, а также вотчин, данных боярами в монастыри на помин души; запрещение церкви увеличивать свои земельные владения без разрешения царя; установление единообразия в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим [ 5] .

Кто же был составителем царских вопросов? Одни авторы (пособие под редакцией И. А. Фроянова) называют Сильвестра. Другие (А. В. Карташев) указывают на митрополита Макария при участии протопопа Сильвестра и игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия (вскоре был осужден церковным судом и сослан на Соловки как еретик). По мнению А. В. Карташева, «...собор 1551 г. действительно достиг своей универсальной цели: он подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни, чтобы очистить ее по возможности от всех ее недостатков».

«Стоглав» утвердил ранее принятые решения по канонизации местных угодников и признанию их всероссийскими святыми; запретил новаторство в иконописи; унифицировал порядок исполнения церковных обрядов; наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников; осудил пороки в светской и церковной жизни; запретил приглашать на свадьбы скоморохов; монастырям запрещалось ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты; также монастырям запрещалось покупать вотчинные владения «без доклада» царю, у них отнимались земли, принятые у бояр в малолетство Ивана (с 1533 г.).

Денежная (налоговая) реформа заключалась во введении в 1551 г. новой единицы обложения налогом -- большой сохи. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400--600 десятин земли.

Ее размер варьировался в зависимости от сословной принадлежности хозяина земли», по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин при Иване IV переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло -- комплекс натуральных и денежных повинностей.

Военная реформа . В начале 1550 г. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее 3 тыс. человек. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно, имея на вооружении к концу царствования Ивана Грозного 3 тыс. орудий. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода). До 600 четвертей земли было увеличено поместное жалование дворянам за службу. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали; получать от государства денежное жалование за свою службу, которая стала главным источником средств к существованию. В этом же году было объявлено Уложение о службе, уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Осуществляя реформы, правительство Избранной рады пыталось удовлетворить интересы служилого дворянства за счет аристократии и крестьянства. В результате Проведенных реформ обозначилась тенденция ограничения самодержавия новой служилой дворянской аристократией.

Земельное законодательство. Центральным вопросом внутренней политики 50-х годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-х годов определился уже в первом крупном предприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение, приговором 3 октября 1550 года дворянской тысячи вокруг Москвы, на основе которых предполагалось построить новый Государев двор не по территориальному принципу, а по признакам знатности и служебного преуспевания. По этому было решено испоместить «избранную тысячу» - 1070 дворян. В «тысячу» были записаны дворяне, которые не имели собственной земли рядом с Москвой, что затрудняло их службу при дворе. Испомещение «лучшей тысячи» позволило правительству всегда иметь под рукой людей, которых можно было назначить воеводами в полки, головами в сотни, отправить с дипломатическими поручениями в соседние государства. К тому же преобразование должно было вернуть единство крестьянского сословия. Но реформа столкнулась с некоторыми трудностями. Для наделения «тысячи» землей требовалось не менее 118 тысяч четвертей пашен, а такого количества у Казны не было. И поэтому реформа осуществлялась только частично. Новгородцев должны были испоместить в последнюю очередь, но земель для них так и не нашлось. То есть из-за отдаленности Новгорода от Москвы новгородские помещики практически не могли нести службу в Москве. В ходе реализации реформы некоторым помещикам земли не хватило, но испомещение тысячников представляло собой прежде всего мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов и лесов. Одним из важнейших актов политики правительства Ивана Грозного является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Согласно приговору 11 мая 1551 г. епископы и монастыри должны были передать казне все земли, пожалованные им после смерти Василия III боярскими правительствами. Во-вторых, они обязаны были вернуть старым владельцам-дворянам и «христианам» - поместные и черные земли, отнятые церковниками за долги или «насильством». В-третьих, закон полностью запрещал духовенству приобретать новые земли «без доклада». Но переоценивать практические результаты земельных мер нельзя, так как система ограничений вступала в действие лишь в том случае, если возникала угроза выхода земли из службы. «При наличии наследников и при нормальном течении службы князья из состава Государева двора имели право и на выкуп родовых земель, и на первоочередное право получение земель из поместного фонда, пополнявшегося за счет конфискованных вотчин». Проведение данной реформы, выражающей интересы государства и дворянства, было необходимым для ограничения самовластия церкви и становления контроля над землей. Целью данного законодательства была не консервация сложившихся до этого земельных отношений, а расширение фонда земельной собственности, служившей основой новой военно-служилой

Центральной реформой стала реформа отмена кормлений и создание взамен их принципиально новых органов местной власти . Чаще всего в литературе эту реформу называют еще - земской. К ней приступили в 1551г [ 6] .Она повлекла за собой изменения во всех важнейших сферах жизни общества, на всех уровнях государственного устройства. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ” . Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно - представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

«В 1684 году состоялся созыв и роспуск земского собора о вечном мире с Польшей. Тем самым и закончилась история земских собраний, созывавшихся на протяжении более ста лет. Земские соборы имели очень большое значение в истории России, этим и объясняется тот факт, что их изучению посвящено огромное количество работ различных ученых - историков. Создание земских соборов было большим шагом в совершенствовании государственной системы управления и стало ключевым моментом в развитии нашей страны как демократического государства.

В 1547 г. Иван IV официально венчался на царство и принял титул «царя» (так как император Константинополя уже не существовал, то русский князь оставался единственным претендентом на этот титул в качестве последнего защитника православного мира). Первый период его царствования (конец 40-х – 50-е гг.) отмечен крупными внутри- и внешнеполитическими успехами и проведением реформ.

Главными инициаторами реформирования стали члены Избранной рады (1549-1560) – Алексей Адашев, Сильвестр (духовник царя), Андрей Курбский (друг детства), Макарий (митрополит всея Руси). В 1549 г. в Москве был созван впервые Земский собор – совещательный орган; входили члены Боярской думы, высшее духовенство, представители служилых людей; была обсуждена программа преобразований.

Судебник 1550 г. – свод законов, который упорядочил и дополнил Судебник Ивана III, ограничил пава наместников и волостителей; подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое»; была усилена личная зависимость крестьян от феодала, так как последний отвечал за его преступления; впервые была введена система наказания среди государственных служащих (за взятку).

Стоглав 1551 г. – кодекс правовых норм внутренней жизни духовенства и его взаимоотношений с государством (например, запрещалась покупка монастырем вотчинных владений без разрешения царя).

Денежная реформа – московский рубль стал основной денежной единицей страны, право сбора пошлин переходило в руки государства; была установлена единая для всего государства единица взимания налога (большая соха, которая рассчитывалась в зависимости от плодородия земли и социального положения ее владельца).

Система приказов – вместо прежних Государева двора и Казны была создана система специализированных приказов: Разрядный (военные дела и ведение поместными войсками), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрельцы), Оружейная палата (Арсенал), Посольский (иностранные дела), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли, которые раздавались дворянам), Холопский (холопы), Сибирский дворец (управление Сибирью), Казанский дворец (Казанским ханством). Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник.

Реформа местного управления – отмена кормлений в 1556 г., сыск и суд по особо важным делам были переданы в руки губных старост (избирались из местных дворян), земских (из числа зажиточных слоев черносотенного населения) и городовых приказчиков (в городах). При этом вводилась в общине круговая порука – она отвечала за своих выборных. Значение – замена служилых кормленщиков мирскими органами обусловила централизацию власти.


Военные реформы:

1) ядро армии составляло дворянское ополчение – под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча», то есть 1070 провинциальных дворян, которые должны были стать опоров власти царя;

2) впервые было составлено Уложение о службе;

3) со 150 десятин земли боярин и дворянин должны были выставить одного воина «конно, людно и оружино»;

4) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско;

5) привлечение иностранцев в армию;

6) привлечение казачества для несения военной службы на окраинах;

7) вотчинник ил помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству.

Ополчение делилось на «служилых людей по отечеству» (то есть по наследству – бояре и дворяне) и «по выбору» (по набору – стрельцы, пушкари, городская стража, казаки).

Реформы в целом способствовали укреплению Российского государства, усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

Историография реформ:

Ø Платонов, Смирнов – реформы носили продворянский характер (воспользовавшись социальным кризисом конца 40-х гг., эти реформы ослабили бояр и усилили позиции дворян);

Ø Веселовский, Зимин, Скрынников – реформы являлись результатом компромиссом между царской властью, дворянами, боярами и посадом.

Дискуссии вокруг деятельности Земского Собора.

Предмет спора : существовала ли сословно-представительная монархия или азиатская деспотия.

Ø Шмит – второе, т.к. царь созывал выбранных государством, а не земских обществом, людей. Если на западе они изначально избирались, то у нас государство выбирало.

Ø Черепнин – первое. Действительно, Соборы практически возникли именно так, но постепенно они развиваются (особенно хорошо это было видно в период Смуты – в 1613 г.), имея свою специфику с сильными самодержавными рудиментами. Споры ведутся до сих пор.

Внешняя политика:

Направления и задачи: 1) западное – борьба за выход к Балтийскому морю; 2) юго-восточное и восточное – борьба с Казанским и Астраханским ханством; 3) южное – защита от набегов крымского хана.

Завоевание Казанского ханства – первоначально Иван IV предпринял дипломатические шаги (неудачны), и в 1552 г. его армия осадила Казань => победа – народы Среднего Поволжья вошли в состав государства. Астраханское ханство было присоединено в 1556 г. => все Поволжье принадлежало России + Волжский торговый путь, который значительно улучшил условия торговли с Востоком. В середине XVI в. вошли также Башкирия, Чувашия, Кабарда.

Освоение Сибири – Сибирский хан Кучум отказался признать вассальную зависимость и убил русского посла. Купцы Строгановы получили от царя грамоту с пожалованием земли в Сибири и наняли большой отряд казаков во главе с Ермаком для борьбы с сибирским ханом. В 1581 г. Ермак одержал победу на войсками Кучума и занял столицу Кашлык. В 1598 г. Кучум был окончательно разгромлен => Западная Сибирь была присоединена к России (столица – Тобольск).

Ливонская война (1558-1583) – борьба за выход к Балтике и за прибалтийские земли, захваченные Ливонским орденом.

Этапы:

1) 1558-1561 гг. – русские войска разгромили Ливонский орден, взяли Нарву, Тарту, подошли к Таллину и Риге;

2) 1561-1578 гг. – вступление в войну Польши, Литвы, Швеции, Дании (на стороне ливонского ордена), военные действия приобретают затяжной характер; ситуация была осложнена разорением хозяйства (опричнина), изменение отношения местного населения к русским войскам вследствие набегов, переход на сторону врага князя Курбского и опустошительные набеги крымских татар;

3) 1578-1583 гг. – оборонительные действия России. В 1569 г. Польша и Литва объединились в речь Посполитую (во главе – Стефан Баторий). Поляки взяли Полоцк, Луки, осадили Псков (неудачно).

Ливонская война завершилась подписанием невыгодного для России Ям-Запольского (с Польшей) и Плюсского (со Швецией) перемирий - отказ от завоеванных земель и городов, земли Прибалтики были отданы Польше и Швеции. Таким образом, главная задача западного направления внешней политики решена не была.

3. Опричнина и ее последствия:

В конце 1564 г. Иван IV вместе со своей семьей внезапно выехал из Москвы и поселился в Александровской слободе. Он обвинил всех бояр и церковных иерархов в измене и вынудил московских бояр просить его вернуться на трон – условием его возвращение стало право казнить и миловать по собственному усмотрению, а также разделение всей земли на опричнину («опричь» - кроме) и земщину. Опричнина становилась его личным уделом и включала в себя наиболее плодородные и развитые земли, на которых царь поселил дворян (основа его опричного войска). В опричнине были свои собственные органы власти – дума приказы. Земщиной руководило правительство во главе с Висковатым. Фактически опричное войско выполняло карательную функцию. Во главе опричнины оказались Юрьев, Басманов, князь Черкасский, кроме того, князь Вяземский, Малюта Скуратов и т. д.

Причины введения опричнины – объективные и личные:

1) отношения между монархом и боярами оставались неупорядоченными и неурегулированными;

2) активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей интересам служилого класса.

1) в 1554 г. Ивану IV стало известно о боярских симпатиях к князю Старицкому – у царя зародилось недоверие к своему окружению;

2) в 1557-58 гг. царь столкнулся с оппозицией бояр курсу на развязывание Ливонской войны;

3) смерть первой жены (Анастасии Романовны) и разрыв с Сильвестром и Адашевым (ссылка);

4) бегство Курбского в Литву, что привело к ужесточению гонений на бояр.

Проявления опричнины:

2) затем начинаю ссылать бояр и земских дворян;

3) в 1569 г. была уничтожена вся семья Старицких;

4) тогда же Малюта Скуратов задушил бывшего митрополита Филипп Колычев за то, что осудил опричнину и царский произвол;

5) в начале 1570 г. был учинен Новгородский погром (10-15 тыс. человек были убиты), а затем Московский;

6) казни самих опричников – Басмановых, Вяземского, Черкасского.

Итоги опричнины:

1) централизация – ослабло влияние титулованного московского боярства, подчинение церкви государству, подрыв самостоятельности городов;

2) экономический кризис, усугубленный Ливонской войной – села и деревни, где побывали опричники, обезлюдели (либо были убиты, либо сбежали в Литву);

3) голод – вследствие сокращения посевных площадей;

4) принятие закрепостительных актов – бегство крестьян стимулировало это; в 1581 г. был издан указ о «заповедных летах», который запрещал переходы крестьян;

5) были подорваны резервы России в целом.

В целом опричнину можно оценивать как форсированную централизацию (но в таких формах, которые нельзя считать прогрессивными), предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок. Это не антибоярская политика – скорее конфликт внутри самого господствующего сословия, спровоцированный Иваном IV с целью укрепления своей власти.

Историография:

Ø Карамзин – безумство царя из-за смерти Анастасии (тиранство ).

Ø Платонов – опричнина носила ярко выраженный дворянский характер , т.к. царь забрал лучшие центральные земли и испоместил на них дворян, что решило вопрос об обеспечении поместной реформы. Поэтому эта реформа носила прогрессивный характер (Смирнов).

Ø Веселовский – нашел синодику по убиенным (в конце своей жизни царь признал свои ошибки и приказал выписать имена всех казненных в синодик, который был отправлен во все монастыри для поминки их). Анализ показал, что 2/3 казненных составляли дворяне. Т.е. реформа не носила продворянский характер – и, скорее всего, это была не реформа, а репрессии , направленные против конкретных лиц + попытка достичь абсолютной власти .

Ø Зимин – царь взял в опричнину уезды с развитым поместным землевладением, а не боярским. Здесь он устроил смотр боярского ополчения и выгнал его. Из дворян он сделал опричный корпус – около 5 тыс. человек => была направлена против последних уделов, поэтому опричнина является важной социальной реформой , которая уничтожила удельную систему.

Ø Шмит – это знаковое явление, царь создал особую охранную структуру, которая существует и до сих пор (ФСБ, НКВД, КГБ).

Ø Скрынников – размах был на рубль, а удар на копейку, т.к. при Иване IV уделы и так были слабы, поэтому никакой опасности не представляли. В завещании он отдает землю своему старшему сыну, а часть в уделы другим сыновьям. В основе его гипотезы лежат два источниковедческих открытия. Все изучают опричнину по Никоновской летописи, в которой упоминается, что все сосланные были отправлены в Казань. По казанским описям явственно, что на первом этапе царь нанес сильный удар удельным князьям и родовой аристократии (Ярославские, Стародубские, Гагарины, Ростовские – были испомещены на пограничных служебных землях). Их вотчинные хозяйства были разделены на поместья – разрушение хозяйства и его кризис. К концу 1565 г. социальная база опричного руководства была сокращена, и возник выбор – либо восстановить отношения с аристократией, либо продолжить террор. В 1566 г. Ливонская война потребовала больших денег => созыв Земского Собора. и примирение. Руководство Б.Д. (Челядин возглавлял) потребовало отмены опричнины, начинаются уступки, в митрополиты был рукоположен Филарент Колычев. До 1567 г. продолжаются попытки примирения. В этой ситуации бояре попытались прозондировать почву в отношении к Старицкому, который выдал все царю – его и бояр казнили, начинается третий период опричнины (террор). Скрынников провел текстологический анализ синодиков, что позволило восстановить весь список, хронологию и причину смерти. Выяснено, что террор имел несколько особенностей – уничтожение тех, кто его создавал (при этом уничтожали именно те лица, которых привели первые опричники – Скуратов, Грязнов); вся боярская оппозиция была уничтожена, затем удельный Старицкий род (обнаружена связь Старицких с Новгородом – измена посадских бояр), то же самое касалось Твери и Пскова (здесь царь никого не тронул). Потом выяснилось, что крупные московские дьяки были связаны с Новгородом (Колычев, Весковатый), а затем оказалось, что с дьячным делом связаны лица, которые стояли у истоков опричнины. Результат был страшен – весь цвет русской нации был уничтожен, русское летописание умирает. Таким образом, главной целью была самодержавная власть.

Создание «Избранной рады»

В конце 1540-х годов при молодом царе Иване IV был сформирован круг деятелей, допущенных к управлению делами государств. Само название «Избранная рада» было в дальнейшем дано Андреем Курбским. Остальными членами «Избранной рады» были Алексей Федорович Адашев, духовник Сильвестр, глава Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый, а также еще несколько князей.

Первоначально проводились совещания дворян и воевод, на которых обсуждались значимые вопросы. В последствии в 1549 году было проведено Февральское совещание, ставшее первым Земским собором.

Главной политической стратегией «Избранной рады» была централизация Российского государства в соответствии с цивилизационной моделью Запада. Конечно, воплощение данной стратегии требовало проведения реформирования большинства областей.

Преобразования всех сфер жизни общества проводились «Избранной радой» в период 1549-1560 годов в области административной, военной церковной, правовой, финансовой и иных систем.

Реформы «Избранной рады» в правовой и административной системах

Решением « Собора примирения», состоявшегося в 1549 г., был подготовлен новый свод государственных законов.

В 1550 г. был написан исправленный Судебник. Конечно, отношения между крестьянами и феодалами не подверглись изменениям, законы и нормы были сохранены, однако была несколько ограничена власть кормленщиков на местах и был ускорен процесс формирования приказов.

Определение 1

Приказы – первые функциональные органы управления, которые заведовали отдельными областями государственных дел.

Наиболее известными из них являлись Посольский, Стрелецкий, Челобитный и иные приказы.

Одновременно происходила централизация местного самоуправления, выражавшаяся в усилении позиций дворян в обществе. Например, выборной администрацией были заменены наместничьи управления.

Реформа армии

В середине 50-х годов XVI века было принято «Уложение о службе», устанавливающее строгий порядок ее несения. Служилыми людьми становились все землевладельцы независимо от размеров владений.

Правительством Алексея Адашева было организовано стрелецкое войско и сформирован отряд стрельцов для охраны царя.

Замечание 2

В результате проведения военной реформы у десятков тысяч воинов появилось вооружение, экипировка и продовольствие.

Церковные реформы «Избранной рады»

Что касается церковных реформ «Избранной рады», стоит отметить принятие в 1551 году Стоглава, содержащего сто глав-статей ответов Ивана Грозного по вопросам строения церкви. Стоглав был направлен на укрепление церковной дисциплины и регламентацию жизни.

Одним из намерений Ивана Грозного была конфискация у церкви земель, однако «Избранная рада» была против. Церковь же максимально пыталась укрепить свой авторитет, который падал в глазах населения.

Реформы «Избранной рады» в финансовой системе

Конечно, никакие из административных реформ не могли быть полноценно проведены без изменения налоговой системы. В этих целях в 1550 году была проведена перепись населения.

Замечание 3

Подворное налогообложение было заменено на поземельное. На центральной территории была введена отдельная налоговая единица под названием «большая соха», величина которой изменялась в зависимости от положения землевладельцев. В целом, уплата налогов становилась все более централизованной.

В целом, можно сказать, что реформы «Избранной рады» носили неоднозначный и компромиссный характер. Они имели целью укрепление власти и улучшение положения дворянства, однако их реализация была прервана по причине отставки «Избранной рады» в 1560 г.

Просмотров