Взгляд с разных сторон на одно и то же событие. Как представлено одно и то же событие на разных телеканалах Факт и событие: разграничение понятий

​​​​​​​ Те или иные ошибки когда-то совершает каждый из нас, но к своим ошибкам можно относиться по-разному. Мудрые люди к ошибкам относятся внимательно, чтобы вынести из происшедшего уроки и сделать нужные выводы. Небольшая часть людей на свои ошибки вообще не обращает внимания, большая часть, по крайней мере в рамках российского менталитета , начинают переживать. Переживания бывают разные. Когда-то это расстройство : у человека возникает состояние "все плохо", он чувствует себя несчастным, слабым и плохим. Иногда внутри возникает агрессия , которая направляется либо на других, либо на себя. В случае серьезных, досадных ошибок, тем более повлекших за собой необратимые и болезненные последствия, многих людей начинают мучить неотвязные бесплодные переживания: "Ну что я не подумал? Почему я не предусмотрел? Как же я мог..." и так далее, переходящие в самоедство . Понятно, что эти переживаний уже ничему не помогут, и по возможности нужно себя переключить на что-то другое.

Привычка переживать свое неправильное, плохое поведение не заложена в человеке природой. Переживания при ошибке - привычка, сформированная в детстве - Ну как же, мобильник оставил дома! Еще бы, забыл приехать на встречу!

Скорее всего, это отголоски детского защитного поведения: если ребенок набедокурил и стоит спокойный, ему от родителей попадет. Если он расстроился и заплакал, мама его не отругает, а пожалеет. Соответственно, умные дети быстро учатся ь по поводу своих ошибок, чтобы им не попадало от родителей. Смотри подробнее Мастерство эмоций ребенка от 3 до 7 лет . Переживания - детский способ защиты от возможного нападения окружающих. В детстве это защищало хорошо, поэтому по привычке люди воспроизводят эти детские способы и во взрослом состоянии. Смотри Психологические защиты . В первый год жизни дети не оправдываются и не переживают свои ошибки, они учатся этому потом. Кажется, что для взрослого человека эта привычка уже не нужна, хотя для некоторых людей избавиться от нее так же тяжело, как курильщику от сигареты. Привычка переживать, тем более по мелочам - дурная привычка .

Хуже всего, если вы ничем не заняты, а перед вашими глазами то, что напоминает вам о ваших ошибках. Чтобы не травить себе душу, займите себя делом, уберите с глаз долой болезненные напоминания и начните успокаивать (если такие есть) переживающих окружающих.

Переживательная личность не может не переживать, деятельный человек во многим случаях не может себе такое позволить. Как минимум, разумный человек может найти для переживаний более подходящее время. Действительно, сейчас можно заняться неотложными делами, а переживания и размышления отложить на вечер или на завтра, когда можно будет попереживать вволю.

Чтобы управлять своими переживаниями при совершении ошибки, полезно использовать те или иные ритуалы, выполняющие роль ориентиров. Очень спокойные и адекватные ощущения в случае ошибки у многих вызывает слово "Мимо". Как в спорте. Промазал и ладно: просто мимо. Главное то, что в целом - получается.

Другой исключительно полезный ритуал - упражнение "Ошибочка ". Освойте его и научите ему трех ваших друзей или знакомых: они вам скажут самое душевное спасибо.

1. Объясните, почему одно и то же событие в Лаврентьевской и Ипать­евской летописях помещено в разных годовых записях, а также проверьте соответствие дат событий упомянутым дням недели и церковным празд­никам:

2. Определите, по какому календарю автор древнерусского «Сказания о Борисе и Глебе» указал дату смерти князя Бориса и какого числа по современному счету дней это произошло. Князь Борис «и абие успе (т.е. умер. - Т.К.), предав душю свою в руце Бога жива, месяца иулия в (ука­жите число) день, преже 9 календ августа».

3. Определите, какие календарные системы использованы в «Рассказе о войнах, которые вели царевичи и войско монгольское в Дешт-и-Кипча­ке, Булгаре, Руси, Мокше, Алании, Маджаре, Булгаре (Польше), Баш- гидре (Венгрии), и завоевании ими тех стран» из «Сборника летописей» Рашид-ад-Дина и как датируются упомянутые события по современному летосчислению. «Царевичи, которым было поручено завоевание Дешт-и- Кигтчака и тех краев (были следующие): из детей Тулуя-хана старший сын, Менгу-хан, и брат его, Бучек, из у руга (т.е. рода. - Т.К.) Угетай-каана старший сын, Гуюк-хан, и брат его, Кадан; из детей Чагатая Бури и Бай­дар; брат каана, Кулькан; сыновья Джучи: Багу, Орда, Шибан и Тангут; из почетных же эмиров: Субадай-Бахадур и несколько других эмиров. Они все сообща двинулись весною бечин-иля, то есть года обезьяны, который при­ходится на месяц джумади II 633 г., лето провели в пути, а осенью в преде­лах Булгара соединились с уругом Джучи. <...> И он (Менгу-каан) пробыл там лето, а после того в такику-иле, то есть в год курицы, соответствую­щий 634 г., сыновья Джучи - Багу, Орда и Берке, сын Угетай-каана - Кадан, внук Чагатая - Бури и сын Чингиз-хана - Кулькан занялись вой­ной с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими».

4. Переведите даты, встреченные во фрагменте из «Книги путешествия» турецкого путешественника Эвлии Челеби, на современное летосчисление. «10 шевваля 11076 года] мы вступили в страну Черкесстан, прошли насе­ленные пункты, миновали постоялые дворы и четыре часа шли на восток с воинами татарского хана, пройдя местечко под названием Хан-тепе. <...>


В начале месяца зулькаде вступил я в границы исламского Дагестанского падишахства и прошел по берегу реки Терек на восток 15 часов. Река Сунжа, начинаясь в крае Ачик-Баш в Грузии, впадает в ве­ликую реку Терек. <...>

Когда в 11-й день зулькада

Истинное событие, действительное происшествие или реальное явление; пример, случай.

В функц. сказ. Реальность, действительность». 2

Факт лежит в основе любого журналистского произведения. По утверждению М.Н. Кима, «Факты - своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся структура журналистского произведения». «Назначение фактов в журналистике многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно-обоснованных доказательств». 3

Информационные материалы включают один факт, особенностью аналитического материала является то, что он включает в себя совокупность фактов. Факты в аналитических материалах выступают в качестве доказательств и аргументов. Мастерство журналиста заключается в том, чтобы не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи.

Факт может быть достоверным или недостоверным. Установить факт, т.е. сделать его достоверным, значит осуществить его верификацию (проверку на истинность). Другой вопрос, что такая верификация не всегда возможна. Иногда она невозможна объективно: доказать, что некто совершил преступление, невозможно, так как соответствующие данные недоступны или не могут быть выяснены. А иногда невозможна субъективно: этому мешают эмоции и субъективные оценки говорящего. Может быть, это и факт, но чтобы его установить, надо абстрагироваться от оценки и комментария автора.

Достоверный факт - это суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации. Недостоверный факт - это суждение о событии, верифицировать которое оказалось невозможным. А если суждение в результате верификации оказалось ложным, то о факте как таковом вообще не может быть речи.

Следовательно, «факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента действительности, обладающее реальной репрезентативностью». 4

Исследователи также выделяют две разновидности используемых журналистами фактов: факты научные и обыденные.

Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются «итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом, чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки». 5

Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый разнородный характер: от простой констатации до развернутых положений. Точность и достоверность - основные признаки всех научных фактов.

Обыденные факты, в отличие от научных, «представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности, восприятия непосредственного, конкретно-чувственного, запечатлеваемого в единстве эмоциональной реакции и логического осознания происшедшего». 6 «…Можно говорить об обыденном факте как об изначальном содержательном элементе, обладающем достоверностью непосредственного наблюдения, отражающем в сознании человека “дискретный кусок действительности». 7

Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п. К обыденным фактам относятся мнения, оценки, рассказанные кем-л. истории и т.п.

Важно отметить, что нельзя резко противопоставлять друг другу факт и его оценку кем-либо, утверждая, что факт - это нечто совершенно объективное, а оценка или суждение о нем - наоборот, субъективное. Не стоит забывать, что факт становится таковым и оказывается доступным только в форме суждения (высказывания). Реальность существует независимо от человека, а факт - нет. Человек выделяет в действительности какой-то фрагмент, а в нем - определенный аспект (событие); затем он «переводит» свое знание о действительности (событии) на «естественный» язык, строит знание в виде суждения о предмете, затем проверяет, истинно ли данное суждение или ложно («верифицирует» его). И только если окажется, что суждение истинно, то, что описано в этом суждении, становится фактом.

Суждение может быть разным по содержанию. Например, оно может описывать бытие: «существует одно и только одно солнце». Может относить данное лицо или предмет к тому или иному классу: «Сократ – человек». Может приписывать лицу или предмету качество: "Маша добрая". Вместе с тем, существуют также суждения, которые вообще не могут быть верифицированы/проверены. Например: «Петя – дурак». Это так называемые оценочные суждения.

Факт может соответствовать самым абстрактным по своему характеру суждениям. Он абстрактен по своей природе, он - всегда «голый» факт, очищенный от частных характеристик. Факты не описывают, их излагают. Можно описывать, как развертываются события, но не как происходят факты. Факты вообще не «происходят». Это лишь наш образ ситуации. Образ, который в результате проверки (верификации) оказался истинным.

Наряду с этим, следует отметить, что по словарю Кузнецова, событие - это «то, что произошло, случилось, значительное явление, факт общественной или личной жизни». 8 Несколько по-иному звучит это определение в юриспруденции: «Событие - категория, которая по сложности может отличаться от факта. Такая сложность выражается масштабностью происходящего, массовостью участников, длительностью во времени. Как самостоятельная категория событие может быть представлено суммой фактов». 9 Заметно, что в обоих приведенных выше определениях акцент делается на такие понятия, как «значительность», «масштабность», «массовость», «общественность». Исходя из этого, можно сделать следующий логический вывод: главное отличие события от факта в том, что оно так или иначе влияет на установившийся порядок вещей, меняет ситуацию, сложившуюся в той или иной сфере общественной жизни.

У события есть только одно свойство или признак - произошло оно или не произошло. "Участники автоагитрейса проехали по самым отдаленным селам" (см. Приложение 1 "И на село и на заставу" Орган Хабаровского краевого комитета ВЛКСМ "Молодой дальневосточник" № 89 (10601) от 9 мая 1980г.) - это событие. При этом суждений о данном событии может быть несколько. Например, такое: "Всюду им был оказан теплый приём со стороны руководства, работников совхозов" (см. Приложение 1 "И на село и на заставу" Орган Хабаровского краевого комитета ВЛКСМ "Молодой дальневосточник" № 89 (10601) от 9 мая 1980г.). Или такое: "Автоагитрейс не встретил большого воодушевления со стороны населения отдаленных районов, несмотря на это вся запланированная работа по продаже книг вождя революции, изданий о Великой отечественной, мемуаров участников войны была выполнена". Одно из них может быть фактом (суждением о факте), если в результате верификации выяснится, что оно истинно. А вот второе не может быть фактом вообще, поскольку в условиях реального времени не представляется возможным выяснить, как было на самом деле, то есть отсутствуют средства верификации. Это - типичное оценочное суждение. Таким образом, события оцениваются эмоционально, факты - как правило, рационально. Оценки событий и фактов могут быть независимы друг от друга.

Группа ученых-астрономов из австралийского Национального университета (Australian National University, ANU) обнаружила новую гравитационную линзу поистине трансгалактических масштабов. И, используя космический телескоп Hubble Space Telescope, телескопы обсерватории Keck на Гавайях и возможности огромной гравитационной линзы, ученые получили достаточно хорошее изображение остатков очень далекого взрыва сверхновой звезды. Но самым интересным является то, что высокое качество сделанного изображения было получено благодаря неправильной форме гравитационной линзы, из-за чего это событие было видно сразу в четырех различных местах.

В общей теории относительности Альберта Эйнштейна, сформулированной в 1937 году, определено, что у скоплений галактик имеется масса, создающая гравитационные силы, способные преломить свет. Благодаря этому сверхмассивные космические объекты действуют в качестве линз, размерами в десятки миллионов световых лет, искажая и преломляя пространственно-временной континуум в окружающей их области космоса. В данном случае речь идет о сверхмассивном скоплении галактик MACS J1149.6+2223, которое расположено на удалении 5 миллиардов световых лет от Земли.

Позади этого скопления располагается сверхновая Supernova Refsdal, которая находится в недрах эллиптической галактики на удалении 9.3 миллиардов световых лет. Это очень большое расстояние и наблюдать напрямую даже яркий взрыв сверхновой на такой дистанции практически невозможно. Refsdal - это сверхновая звезда типа 1A, получившаяся из бинарной звездной системы. Одна из звезд системы, красный карлик, "отбирает" газ и материю у звезды-соседа до тех пор, пока не взрывается.

В отличии от обычных оптических, у гравитационных линз нет четко выраженного фокуса. Из-за этого объекты, располагающиеся позади гравитационной линзы, видны в виде концентрических колец или многократных увеличенных изображений этого объекта. В случае сверхновой Refsdal гравитационная линза скопления MACS J1149.6+2223 создала четыре отдельных изображения, эффект, известный под названием креста Эйнштейна. Из-за движения скопления галактики и сверхновой отдельные сфокусированные изображения сверхновой то исчезают, то появляются, и все это происходит за десятилетия в полностью предсказуемом порядке.

Согласно информации, предоставленной астрономами, четыре независимых изображения сверхновой Refsdal являются первым случаем, когда людям представилась возможность увидеть и использовать это явление. В скором времени одно из изображений исчезнет и снова наблюдать все четыре изображения станет возможным только через два десятка лет.

Следует отметить, что крест Эйнштейна, состоящий из изображений сверхновой Refsdal, был совершенно случайно обнаружен доктором Патриком Келли (Dr Patrick Kelly), астрономом из Калифорнийского университета в Беркли, который работал с архивом снимков, сделанных телескопом Hubble. Сделанное открытие привлекло внимание других астрономов, и позже оно было подтверждено при помощи астрономических инструментов обсерватории Keck.

Значение данного открытия гораздо больше, нежели просто возможность наблюдать сверхновую с четырех различных позиций. Изучение собственно гравитационной линзы позволит не только лишний раз подтвердить достоверность общей теории относительности, но и позволит ученым произвести измерения изменения темпа расширения Вселенной, лучше вычислить распределение материи в космическом пространстве, понять природу гравитации, и, конечно, узнать немного нового о таинственной темной материи и темной энергии.

Просмотров