Что такое части речи? Простые и составные числительные.

Все части речи в русском языке делятся на две большие категории – самостоятельные и служебные, при этом междометие не входит ни в одну из этих категорий и считается особой частью речи. Чтобы понять, какую роль играют служебные части речи в русском языке и какое назначение они имеют, ученики 3 класса должны уделить этой теме достаточно внимания. Нужно осознавать, что они совершенно необходимы в системе языка, которая без них была бы неполной.

Функции и назначение служебных частей речи

Слова данной категории достаточно просто выделить по очень важному признаку – у них отсутствует собственное значение, то есть они ничего не называют, ни на что не указывают и так далее. Но без их участие были бы невозможны отношения между самостоятельными частями речи, так как служебные как раз их и выражают. Таким образом, их основная функция – это связывать слова с самостоятельным значением между собой – как по смыслу, так и грамматически.

Как и самостоятельные части речи, служебные имеют определенные правила правописания.

Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо изучить таблицу служебных частей речи, представленную ниже:

Название служебной части речи

Для чего нужна

Роль в предложении

Грамматические признаки

Для того, чтобы части словосочетания или предложения соединялись между собой

Для того, чтобы связывать между собой составляющие части сложного предложения или словосочетания

Неизменяемое, нет непостоянных морфологических признаков

Они добавляют в устную и письменную речь эмоциональные оттенки

Неизменяемое, нет непостоянных морфологических признаков

Связь между самостоятельными частями речи, которая выражается с помощью предлогов, имеет подчинительный характер. Необходимо понимать, что к служебной части речи нельзя поставить вопрос, также она не является членом предложения

Как сделать разбор служебной части речи

Чтобы понять, в чем состоит языковая роль каждой из служебных частей речи, их сходство и различия, необходимо рассмотреть примеры разбора каждой из них. Без контекста это невозможно, так что возьмем предложение, в котором есть все части речи из служебной категории:

Ваня отправился на гору, хотя и не представлял, что его там ожидает.

В нем использованы предлог на , частица не и союз что .

На – служебная часть речи, не изменяющаяся и служащая для создания подчинительной связи между словами отправиться и гора. Благодаря ему можно установить тип этой связи – управление. Роли в предложении не играет, при разборе объединяется с существительным в винительном падеже.

Частица не – придает глаголу представлял отрицательный оттенок, неизменяемая часть речи без самостоятельной роли в предложении.

Частица “не” входит в первую сотню слов, использующихся русском языке чаще всего. Надо сказать, что и многие другие основные позиции в данном рейтинге занимают как раз служебные части речи.

Что – союз, который создает подчинительную связь между двумя частями сложного предложения, при этом самостоятельной роли у него нет, неизменяемое.

Что мы узнали?

В русском языке есть такая категория частей речи, как служебные. Они характеризуются тем, что не имеют собственного значения, но при этом помогают выражать отношения между самостоятельными частями речи. Всего их три – это предлог, союз и частица, у каждой – своя роль. Они объединяются тем, что не имеют роли в предложении и непостоянных морфологических признаков, не изменяются, а разделяются по функциям.

Существительное – часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы: кто? что? (человек, книга) . Различаются по родам и изменяются по падежам и числам. Бывают одушевленные (рабочий) и неодушевленные (телевизоры) .

Прилагательные

Прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой? какая? какое? какие? Изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от причастия тем, что не имеет признаков залога, вида и времени.

  • Качественные прилагательные обозначают безотносительное свойство самого предмета, способное проявляться с разной интенсивностью: белый, быстрый, старый . Имеют краткие формы и степени сравнения: бел, быстрее, старейший, самый старый .
  • Относительные прилагательные обозначают свойство предмета через его отношение к другому предмету или действию: дверной, железный, надувной, измерительный .
  • Притяжательные прилагательные указывают, кому принадлежит предмет, который они определяют: отцов, сестрин, лисий.

Числительные

Числительное – часть речи, обозначающая:

  • количество предметов; отвечает на вопрос сколько? (количественные числительные ): два, четырнадцать, сто двадцать пять ;
  • порядок предметов при счете; отвечает на вопрос который? (порядковые числительные ): второй, четырнадцатый, сто двадцать пятый ;
  • среди количественных числительных выделяется группа собирательных числительных , обозначающих количество предметов как одно целое:двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, девятеро, десятеро, оба, обе .

Местоимения

Местоимение – часть речи, указывающая на лицо, предмет или признак, но не называющая их. Местоимения делятся на:

  • Личные : я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
  • Возвратное : себя.
  • Притяжательные : мой, наш, твой, ваш, свой.
  • Вопросительно-относительные : кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  • Указательные : этот, тот, такой, таков, столько.
  • Определительные : сам, самый, весь (вся, всё, все), всякий, каждый, любой, иной.
  • Отрицательные : никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего.
  • Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, сколько-нибудь, какой-либо, кое-что и др.

Глаголы

Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние и отвечающая на вопросы: что делать? что делает? что делал? что будет делать? Имеет признаки вида, залога, лица, числа, времени, наклонения и рода (в прошедшем времени, в сослагательном наклонении).

Формы глагола:

  • Инфинитив – неопределенная форма глагола без признаков лица, числа, времени, залога, наклонения и рода: бежать, спать, читать .
  • Причастие – неспрягаемая глагольная форма, обозначающая действие или состояние как такой признак предмета, который может изменяться во времени. Изменяется по родам, числам и падежам; имеет признаки залога, вида и времени – этим отличается от прилагательного .
  • Действительное причастие обозначает действие, которое совершается самим носителем признака: читающий ученик, расцветший сад.
  • Страдательное причастие обозначает признак, возникший в результате воздействия кого-то (чего-то) на носителя признака: брошенный камень,гонимые ветром листья .
  • Деепричастие – неизменяемая форма глагола, обозначающая действие как признак другого действия, например: говорил, глядя в глаза;обессилев , присел на скамью . Отличается от причастия тем, что не изменяется; имеет признаки вида и залога.

Наречие

Наречие – часть речи, обозначающая признак действия, качества или предмета и отвечающая на вопросы: как? когда? почему? где? и проч. Основной признак – неизменяемость: медленно, вчера, сдуру, везде и т. д. В состав наречий входят и местоименные наречия: где, нигде, так, как, никак, когда, никогда, иногда, откуда, куда, отсюда, там, туда, почему, потому, поэтому, зачем, затем и т. д.

Предлоги

Предлог – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая слова (отличать от союзов , которые соединяют не слова, а синтаксические единицы: члены предложения или части сложного предложения): в, к, с, на, из, у, сквозь, между, ради, посредством, во время, кругом, около, подобно, относительно, согласно, благодаря, спустя, несмотря на, неужели, в силу, в зависимости от, в связи с, по отношению к и проч.

Союзы

Союз – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая члены предложения и/или части сложного предложения (отличать от предлогов , которые соединяют не синтаксические единицы, а слова).

  • Сочинительные союзы : и, да, а, но, или, либо, тоже, также.
  • Подчинительные союзы : когда, прежде чем, пока, что, чтобы, как, так как, потому что, благодаря тому что, так что, будто, словно, если, раз, хотя, несмотря на то что, для того чтобы, не только… но и…, не столько… сколько… и т. д.

Частица

Частицы – служебные слова, придающие дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам: не, ни, кое-,-либо, -нибудь, -то, -те, -ся (сь), -ка, -де, же, ли, бы, бывало, да, пусть, пускай, даже, уж, лишь, почти, только, хотя бы, разве, неужели, дай, знай, давай, ну, дескать, мол, ведь, ну и, будто, как будто, точно, словно, вроде, якобы, чай, пожалуй, авось, просто, именно, чуть не, едва ли не, что ли и т. д.

Связка

Связка – это оторвавшееся от парадигмы местоимения или глагола служебное слово. В его функции входит указание на синтаксические отношения между компонентами предложения. К связкам относятся слова это, словосочетание это есть, есть (и другие формы глагола быть ), спрягаемые формы глаголов являться, явиться, значить, означать, называться. Связки часто опускаются, и на их месте в предложении ставится тире:Автомобиль – [есть ] не роскошь, а средство передвижения.

Части речи - Учебник по Русскому языку 3 класс (Канакина, Горецкий)

Краткое описание:

Ты уже знаешь, что слова в русском языке могут отвечать на разные вопросы. Кто? или что? – значит, предмет, человек, животное. То есть то, что живёт или существует. Такие слова называются существительные. К существительным относятся также и понятия: радость, счастье. Это, конечно, не предметы, но ты ведь не станешь отрицать, что они тоже существуют.
Вопрос «что делает?» показывает действие предмета или живого существа. Это глаголы. Устаревшее слово «глаголить» означает «говорить».
Вопрос «какой?» указывает на качества предметов, людей или животных. Такие слова получили название прилагательных. Они «прилагаются» к существительным.
Все эти новые для тебя термины носят одно общее название – части речи. В русском языке есть двенадцать частей речи. С тремя самыми главными из них тебе предстоит познакомиться во втором классе. Эта совсем новая для тебя тема. Но так как ты и раньше уже умел задавать вопросы к словам русского языка, то первые три части речи запомнить будет нетрудно. То, что это очень важный раздел учебника, ты, наверное, уже догадался. Ведь тебе нужно будет запомнить термины, научиться распознавать части речи, называть их признаки. С частями речи связаны многие орфограммы русского языка.


Прочитаем слова: звёздочки, первые, на, небо, засветились .

Определим части речи.

Звёздочки (что?) - имя сущ., первые (какие?) - имя прил., на - предлог, небо (что?) - имя сущ., засветились (что сделали?) - глагол.

Как слова становятся членами предложения? Какими они бывают членами предложения?

Если из слов составить предложение, то самостоятельные части речи иногда вместе со служебными будут являться членами предложения.

Звёздочки засветились .

У каждого слова в предложении своя роль.

О чём говорится в предложении? Что? - звёздочки - это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что говорится о подлежащем? Звёздочки что сделали? - засветились - это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.

Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения, члены предложения, без которых оно существовать не может.

Можно использовать и другие слова, которые помогут более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности.

Засветились на небе первые звёздочки.

В этом предложении есть второстепенные члены предложения - члены предложения, без которых оно может существовать.

Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными. Они поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены.

Какое слово поясняет подлежащее? Звёздочки (какие?) первые.

Какое слово уточняет сказуемое? Засветились (где?) на небе.

В предложении 2 главных и 2 второстепенных члена предложения.

А частей речи -5.

Служебные части речи (предлоги и союзы) не считаются отдельно как члены предложения.

Выпишем из 1 и 2 предложений грамматическую основу и покажем графически, к подлежащему или к сказуемому относятся второстепенные члены.

Однажды я повстречал удивительную жабу. На голове у неё было белое пушистое перо. Настоящий жабий король! (Н. Сладков)

Я повстречал - основа предложения. Я - подлежащее, повстречал - сказуемое.

Повстречал (когда?) однажды Повстречал (кого?) жабу , второстепенный член относится к сказуемому.

Жабу (какую?) удивительную , второстепенный член относится к другому второстепенному члену.

Было перо - основа предложения. Перо - подлежащее, было - сказуемое.

Перо (какое?) белое, пушистое , второстепенные члены относятся к подлежащему. Было (где? на чём?) на голове , второстепенный член относится к сказуемому.

Было (у кого?) у неё , второстепенный член относится к сказуемому.

Вам интересно узнать, откуда это непонятное и даже сказочное украшение? Рядом был курятник. Из него жаба и выползла. Там и прилипло к её голове пушистое куриное пёрышко .

Достаточно ли двух слов, чтобы понять смысл предложения?

Блеснула молния. Прокатился гром. Хлынул дождь.

Мы понимаем смысл этих предложений. В них говорится о молнии, о громе, о дожде . Это подлежащие, выражены именами существительными. Блеснула, прокатился, хлынул - это сказуемые, выражены глаголами. Это нераспространённые предложения.

Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.

Можно передать информацию более точно, подробно, выразительно. Предложения, в которых, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространённым.

Распространите предложения, пользуясь схемами.

Над лесом блеснула яркая молния.

Молния (какая?) яркая

Блеснула (где? над чем?) над лесом , второстепенный член относится к сказуемому, выражен именем существительным с предлогом.

Прокатился отдалённый гром.

Гром (какой?) отдалённый , второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Над нами хлынул проливной дождь.

Дождь (какой?) проливной , второстепенный член относится к подлежащему, выражен именем прилагательным.

Хлынул (над кем? где?) над нами , второстепенный член относится к сказуемому, выражен местоимением с предлогом. (см. Рис. 2)

Рис. 2. Распространённые предложения

Определите, какие предложения являются нераспространёнными.

Завяли травы. Лето миновало. Лесные тропы осень замела. (М. Исаковский)

Завяли травы. Лето миновало.

1 и 2 предложения нераспространённые, так как в них есть только главные члены.

Что?- травы , что сделали? - завяли . Это подлежащее и сказуемое.

Что?- лето , что сделало?- миновало . Это подлежащее и сказуемое.

Лесные тропы осень замела.

3 предложение распространённое, так как в нём есть второстепенные члены.

Что?- осень , что сделала? - замела . Это главные члены.

Замела (что?) тропы , тропы (какие?) лесные. Это второстепенные члены.

Прочитай, какие предложения здесь написаны?

По схеме мы видим, что в 1 предложении два второстепенных члена: на крыльях, лебединых.

Во 2 предложении один второстепенный член: в лесу .

В 3 предложении один второстепенный член: в ручьях .

В 4 предложении два второстепенных члена: свежий, в ветвях.

Вот какие можно составить предложения по схемам.

Прилетела Весна на лебединых крыльях. В лесу снег рушится. Льдинки в ручьях позванивают. В ветвях свежий ветер посвистывает. (По В. Бианки)

Какими частями речи выражены члены первого предложения?

Прилетела Весна на лебединых крыльях.

Прилетела - глагол, Весна - имя сущ., на - предлог, лебединых - имя прил., крыльях - имя сущ.

Составьте схему предложения. Начните свою работу с главных членов.

Ветер занёс под берёзу маленькое семечко.

Что мы можем рассказать про предложение.

Предложение

по цели: повествовательное, вопросительное, побудительное;

по интонации: восклицательное, невосклицательное;

по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое;

по составу: простое, сложное.

Это предложение по цели высказывания повествовательное , по интонации невосклицательное.

В предложении говорится (о чём?) о ветре. Ветер - это подлежащее, выражено именем существительным.

Ветер (что сделал?) занёс. Занёс - это сказуемое, выражено глаголом.

Так как, кроме главных, есть другие члены, - предложение распространённое.

Занёс (куда?) под берёзу , второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным с предлогом.

Занёс (что?) семечко , второстепенный член поясняет сказуемое, выражен существительным.

Семечко (какое?) маленькое , второстепенный член поясняет другой второстепенный член, выражен именем прилагательным.

В предложении одна основа, поэтому оно простое. (см. Рис.3)

Рис. 3. Разбор предложения

Не смешивайте эти понятия.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз.

Члены предложения: (подлежащее и сказуемое) главные члены, второстепенные члены.

Части речи - группы слов, которые различаются по тому, на какой вопрос слова отвечают, что они обозначают, как могут изменяться.

Члены предложения - самостоятельные части речи (иногда со служебными) в составе предложения.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Oldskola1.narod.ru ().
  4. Oldskola1.narod.ru ().
  • Прочитай текст. Определи части речи. Какой части речи нет в тексте? Обведи кружком номер правильного ответа.

1) Им. сущ.

2) Им. прил.

4) Им. числ.

Для сбора килограмма мёда пчела-труженица делает до ста пятидесяти вылетов. За один медосбор пчелиный рой пролетает расстояние, равное расстоянию от Земли до Луны.

Из журнала «Юный натуралист».

  • Реши, на какие три группы можно разделить эти слова. Дай краткое название каждой группе: 1)…..; 2)…..; 3)…… Надпиши над словом номер той группы, в которую оно входит.

Веселье, весёлый, повеселился;

прогулка, прогулочный, гулял;

труд, трудовой, потрудился;

смех, смешной, засмеялся.

  • Прочитай стихотворение. Обозначь знакомые тебе части речи. Кратко напиши, каких самостоятельных частей речи нет в стихотворении.

Снег сено запорошил

Сквозь щели под потолком.

Я сено разворошил

И встретился с мотыльком.

Мотылёк, мотылёк

От смерти себя сберёг,

Забравшись на сеновал,

Выжил, зазимовал.

Что такое часть речи — это общность слов, которую можно выделить, основываясь на схожести и различиях их грамматических и семантических свойств.

Что такое часть речи в русском языке

Основываясь на посвящённой этой теме статье знаменитого российского лингвиста Льва Владимировича Щербы, создавшего вместе с группой других филологов теорию фонемы, доминирующим в лингвистической русистике считается принятие многогранности свойств в целях их классификации.

Беря за критерии вышеуказанные признаки и руководствуясь следующими существенными различиями и сходством, лексемы относят к определённым категориям:

  1. Единство суммарного смысла, как, например, признак признака у наречия.
  2. Единство грамматических закономерностей и словоизменения.
  3. Сходность синтаксических функций.

Дифференциация слов по классам занимала учёных ещё в древности и была актуальна на всех континентах и во все времена, так данным вопросом занимались и древнегреческие философы (Аристотель), и древнеиндийские лингвисты (Панини), и учёные царской России (Мелетий Смотрицкий).

Ввиду того, что в рамках русского языка большинство слов изменяемы, рассмотрим их разделение по морфологическому принципу, который широко пропагандировался представителями фортунатовской школы (названа по имени её основателя Ф.Ф. Фортунатова).

Существуют следующие признаки:

  • определённый порядок преобразования слова;
  • набор грамматических значений;
  • морфологическая структура (например, «как» и «так» – это местоимения, а «грустный» и «весёлый» – прилагательные).

То, к какому классу относится лексема, можно понять, используя лишь типологизацию по морфологическому признаку, однако в других языках использование данного принципа будет не столь очевидным.

Какие бывают части речи

Русистами определены 13 частей речи: 9 самостоятельных и 3 служебных. Рассмотрим каждую из частей речи отдельно.

Самостоятельные части речи

Иначе называются знаменательными. Если посмотреть с позиции синтаксиса, они могут выступать ещё и подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством или дополнением.

Имя существительное

Смысловое содержание: одушевлённый или неодушевлённый объект.

Отвечает на вопросы «Кто?», «Что?».

Может выполнять функции подлежащего или дополнения. С позиции морфологии обладает такими характеристиками, как: род (муж., жен., сред., общ. и обоюдный), число, падеж, нарицательность (нарицательное и собственное).

Например, собака – сущ. ж. р., 1 скл., одушевл., Им. пад., нарицательное.

Остап – сущ. м. р., 2 скл., одушевл., Им. пад., собственное.

Имя прилагательное

Смысловая составляющая: признак объекта.

К нему подходят следующие вопросы: «Какой?», «Чей?».

В предложении играет роль определения, согласовываясь с предметами.

Выделяют также отдельно краткие прилагательные, чьей отличительной особенностью является их гетерогенность по набору параметров, так, например, очень сложным может быть включение в этот класс таких неизменяемых слов, как бордо.

Разряд может быть назван самым устойчивым признаком данного класса (качественный, относительный, притяжательный).

Качественные, несущие в себе признак или качество объекта, могут меняться: усиливаться/ослабляться. Например, самый добрый, преогромный. Достигать изменения степени выраженности признака путём сочетания с наречиями очень (чрезвычайно, бесконечно, крайне и др.). Например, бесконечно глубокое море.

Практически все представители этой группы способны преобразовываться в краткую форму: прекрасен, должен. Также их можно узнать по возможности наличия антонимов: большой – маленький.

Вместе с тем, у качественных прилагательных существуют следующие степени сравнения:

  • Положительная — «длинная дорога» ;
  • Сравнительная — «дорога из нашего города в Москву длиннее, чем дорога в Рязань» ;
  • Превосходная — «длиннейшая дорога» .

Относительные обладают следующими характеристиками:

  • отвечают на вопрос «Какой?»;
  • обозначают признак;
  • не соотносятся с усиливающими их наречиями;
  • имеют только положительную степень;
  • не бывают краткими;
  • не могут иметь антонимов.

Например — деревянный, бумажный, питерский, миллиметровый, телефонный (то есть прилагательные, обозначающие взаимосвязь одного объекта с другим).

Притяжательные прилагательные, как понятно из названия, дают представление о принадлежности объекта другому объекту. Они обладают теми же признаками (с 3-го по 6-й), что и представители предыдущей группы. Например, Верин, Серёжин, мамин, дядин, собачий.

Глаголы

Смысловая компонента: действие или состояние предмета.

Его можно узнать по вопросу «Что (с)делать?».

В предложении выполняет обязанности сказуемого. Глаголы имеют спряжение (изменение по лицам и числам).

Выделяют:

  1. Переходные (требует присоединения объекта, на который направлено действие, например — «он варит кашу» ) и непереходные (не сочетаются с дополнением, например — «он стоит» ).
  2. Возвратные (например, «обниматься», «радуется» ) и невозвратные («обняться», «обрадуется» ).

Кроме спряжения изменяется также в рамках следующих категорий: наклонения, залог и др.

Что касается изменения по временам, то здесь всё понятно: прошедшее (было), настоящее (есть), будущее (будет).

По наклонениям глагол меняется следующим образом:

Числительное

Смысловое содержание: количество, число и порядок объектов.

На вопрос «Сколько?» отвечают количественные (девять, восемь, девятнадцать ), дробные (семь восьмых, восемь целых три десятых ) и собирательные (четверо ); на «Какой?» и «Который?» – порядковые (пятый, четырнадцатый ).

Первая группа, в свою очередь, делится на:

  • определённо-количественные (десять, сто семьдесят семь ) и неопределённо-количественные (несколько, много );
  • на простые, состоящие из одной основы (с 11-ти до 20-ти, тридцать, четыре ), сложные, имеющие две основы (восемьсот, шестьдесят ) и составные, состоящие из нескольких основ (три тысячи двадцать девять ).

Наречие

Смысловая составляющая: признак: предмета, действия (в большей мере) или признака.

Можно определить по вопросам «Где?», «Почему?», «Когда?», «Зачем?», «Куда?» и «Как?». Не изменяется!

Выделяют:

  • Определительные: количественные (крайне, слишком), качественные (ровно), сравнительно-уподобительные (по-мальчишески);
  • Обстоятельственные : по образу действия (по-зимнему, напоказ, поэтому, так, можно, видно), меры и степени (единожды), места (там, здесь), причины (неспроста, поневоле), времени (когда, всегда, иногда, уже, ещё), цели (нарочно).

Местоимение

Указывает на предметы, их признаки, количество, но не замещает их.

Выделяют следующие группы:

  • Личные (они);
  • Указательные (такова, этот, те, это);
  • Определительные (каждый, всё, весь, другой);
  • Относительные (сколько, кто, чей, который);
  • Отрицательные (ничей);
  • Неопределённые (кое-кто, где-то, что-то);
  • Притяжательные (свой, твой, мой);
  • Вопросительные (кем, чем).

Междометие

Учёные-языковеды в большинстве своём не относят их ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия выражают эмоциональные и волевые проявления одушевлённых предметов.

Существует несколько их классификаций, основанных на их смысловой нагрузке, структуре и происхождении. К ним можно отнести обозначение быстрых действий («тыдыщ!»), фразеологизмы: «Батюшки мои!», «ну вот как-то так».

Причастие

Представляет собой особую форму глаголов, обозначающую признак предмета по действию.

Отвечает на вопрос «Какой?». При этом имеет признаки прилагательного и глагола.

Выделяют действительные (занимающийся, рисующий) и страдательные (поднимаемый, сдаваемый).

Деепричастие

Можно определить, задав вопросы «Что делая?», «Что сделав?».

Образовывается от глагола.

Добавляет дополнительное действие к основному. Обладает признаками как глагола, так и наречия.

От первого достались следующие свойства: возвратность, залог, переходность, вид, от второго перешли роль обстоятельства и неизменяемость.

Примеры: «делая», «сделав», «доделав».

Служебные части речи

Связывают представителей предыдущих классов и играют вспомогательную роль. Например — «Когда на улице холодно, я беру в (руки) книгу и сажусь на ковёр у камина с чашкой горячего какао».

Союзы

Связывают однородные члены и составные части предложений, бывают простыми (если, тоже, пока, чтобы) и составными (как будто).

Предлоги

Обозначают тип отношений субъекта и объекта, обеспечивая возможность подчинительной связи.

Бывают предлоги:

  • пространства («между лужайкой и парком», «около реки», «через дорогу»);
  • времени («на один час», «в пятнадцать минут второго»);
  • причины и цели («для»).

Частицы

Также исполняют вспомогательную роль, помогая окрасить эмоционально самостоятельные части речи. Кроме того, служат дальнейшему словообразованию.

Частицы бывают:

  • Вопросительные: неужели;
  • Указательные: вот;
  • Отрицательные: нет, ни;
  • Выделительные: лишь, только;
  • Усилительные: даже, уж;
  • Противопоставляющие: всё-таки.

Как определить часть речи в русском языке

Итак, чтобы понять, к какой из вышеуказанных категорий принадлежит лексема, необходимо установить:

  1. Во-первых, вопрос, на который оно отвечает, а также, что обозначает.
  2. Во-вторых, какими морфологическими признаками обладает (так, например, у существительного есть склонение, а у глагола спряжение), то есть как оно видоизменяется.
  3. В-третьих, какой частью предложения оно является.

Заключение

Таким образом, на основе семантических, синтаксических и, конечно, морфологических признаков делается вывод о принадлежности слова к вышеперечисленным классам.

Просмотров